В перспективе лидирующие позиции в Беларуси могут занять те группы, которые абсолютно безразличны к идеям национального возрождения и ориентированы на экономическую, политическую и военную интеграцию с Западом, считает эксперт «Валдайского клуба» Николай Межевич . Сегодняшнее противостояние «красно-зеленых» с «бело-красно-белыми» им выгодно. Третья сила, позиционирующая себя как «новая многовекторность», но имеющая четкий атлантический вектор, в ближайшее время не проявит себя и будет сформирована из людей, которые сегодня все еще идут на митинги как «за Лукашенко», так и «против». Лукашенко ».
На протяжении 25 лет ситуация в Республике Беларусь во многом определялась тем, что Москва и Минск общались друг с другом на риторике братских стран. Окончательный, казалось бы, отказ от этой нормы прозвучал совсем недавно - 4 августа в рамках послания Президента Беларуси народу и парламенту. Через две недели риторика братства в речах президента Беларуси была восстановлена, но вера в эти слова тает как в Москве, так и в самом Минске.
Да, русские и белорусы - братья, но украинцы для белорусов тоже братья. Что касается поляков, то они двоюродные братья, но Беларусь и Польша разделяют многовековое цивилизационное развитие. Это обстоятельство очень важно для понимания происходящих в Беларуси процессов.
Даже Литва, избежавшая в прошлом большинства проявлений национализма и на наших глазах погрузившись в националистический архаизм, раньше была государством, где белорусы, поляки и евреи могли чувствовать себя вполне комфортно. Это важно для понимания общей ситуации.
Белорус, осознавая свою идентичность, видит соседние страны с запада, востока, юга, а в некоторых случаях с севера как продолжение своего цивилизационного пространства. Белорусы оказались в центре славянского массива, и в этом оказались как плюсы, так и минусы.Братья у эстонцев есть только через Финский залив, севернее. У армян и грузин вообще нет братьев. Братство большинства республик Центральной Азии проистекает больше из их общего советского прошлого, чем из этнографических реалий. Другими словами, ситуация в Беларуси уникальна. Нет Латгалии, Северо-Восточной Эстонии, Приднестровья или Карабаха; нет никаких этнокультурных различий, подобных тем, которые мы знаем из Азербайджана и Грузии. В силу этого серьезным основанием для дифференциации могут быть не этнографические и историко-культурные факторы, а политические особенности. Это более сложная задача с точки зрения государственного управления. Этнографическое разделение - плохое, но возможное решение. Как можно разделить общество по идеологическому принципу, при сохранении контроля над обществом и его эффективного развития? Вопрос может быть очевиден, но ответа нет.
Белорусская национальная идея зародилась во время революций 1917 года, то есть после того, как литовско-украинская идея в целом уже сформировалась; это более позднее явление, чем литовский национализм, и даже более позднее явление, чем украинский национализм. Сразу после своего зарождения идея белорусского государства подверглась критике со стороны абсолютно бескомпромиссных польских и крайне агрессивных украинских националистов, которые не могли договориться о том, как они будут граничить с белорусской землей. Эта ситуация, в свою очередь, вынудила белорусов объединиться в тактический союз с литовскими националистами. Именно поэтому люди, увлеченные идеей белорусской государственности, писали в Вильно свои первые антипольские статьи.
Советская власть в 20-е годы была не только якобы международной, но и фактически. Демонстративное уважение к национальной культуре, вплоть до инцидента «беларусизации», прибавило сил «глубинным людям». Советский Союз победил естественно, и аннексия Западной Беларуси была встречена с энтузиазмом даже теми людьми, которые годами сохраняли «иронию» по отношению к коммунистам. Такие же глубокие люди встали на защиту Советской власти до того, как в Москве начали минировать правительственные здания, когда немцы подходили к советской столице, а затем был создан Центральный штаб партизанского движения.
Не повезло бело-красно-белому флагу. На момент своего создания он стал символом небольшой группы национальной интеллигенции, которая в повседневной жизни продолжала говорить на русском, польском или даже литовском языках. Это немного похоже на нынешнюю ситуацию, когда руководители Координационного совета заявляют о своей любви к белорусскому языку на русском языке.
Темная тень фашизма упала на этот флаг во время вторжения нацистов в Советский Союз во время Второй мировой войны. Его использование так называемым белорусским самоуправлением - признанный факт. Присяга «Гитлеру-освободителю» вспомогательной полиции и других формирований под этими знаменами - факт неоспоримый. Отличие от использования русских символов очевидно. На протяжении трех столетий российский флаг омрачает победы и поражения государства. Врангель и другие генералы несли этот флаг во время гражданской войны. И только использование флага «Русской Освободительной Армией» гитлеровской марионетки Власова в течение короткого периода ее существования запятнало ее историю.
Кратковременное возрождение национализма в 1990–1994 годах характеризовалось умеренностью по форме и содержанию. Интересно, что Шушкевич, который сейчас призывает к дерусификации, воздерживался от подобных заявлений во время своего пребывания у власти.
Говоря о дерусификации, вслед за профессором Рэдфордского университета Григорием Иоффе отметим, что дерусификация возможна только теоретически как возврат к некой исходной норме, проверенной веками. Однако даже в Эстонии этого не произошло. Эстонцы, которые говорили на эстонском в 15 - м веке, продолжали говорить на нем в 20 - м веке, имея также ознакомились с русским в течение пятидесяти лет. Но до этого были немецкий и шведский, а потом английский. Тем не менее, на территории Потенциальный Республики Беларусь в 15 - м веке, они не говорят по- белорусски; это чисто советская конструкция. А в 20- мвека белорусский язык, который Тарашкевич начал создавать в 1918 году, применяется на местном уровне, несмотря на государственную поддержку советского режима и этнополитические практики Александра Лукашенко. Однако наш коллега Александр Федута в своей книге 2005 года «Лукашенко: политическая биография» указывает, что первые победы президента Беларуси связаны именно со страхом перед прибалтийским или украинским национализмом, который стремительно развивался на юге и севере. . Однако в какой-то момент с 2014 года, не без влияния известных событий, неформальные правила в Беларуси изменились, и хотя сторонникам национализма может не быть зеленого света, у них обязательно есть желтый. Протесты значительной части белорусского общества показали, что государственный флаг в той или иной форме олицетворял поддержку Лукашенко. Лукашенко, собственно говоря, самая серьезная проблема. Соответственно, оппозиция «получила» бело-красно-белый флаг.
Подведем итоги. Мы сталкиваемся с феноменом отсроченного национализма. Белорусское национальное самосознание стимулировал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Однако это не результат поставленной задачи, а неожиданный эффект «многовекторности» внешней политики и идеологической монокультурности.
На первый взгляд, именно этот запоздалый национализм, стремительно ворвавшийся на улицы, является главной угрозой для Беларуси, а не для России, Польши, Литвы или Украины.Источник: https://valdaiclub.com/a/highlights/belarus-russia-is-it-a-real-brotherhood/