Мне, Н.М. Межевичу, как президенту российской ассоциации прибалтийских исследований, очень приятно открыть список значимых материалов прогностического характера в 2019 году, работой доктора политических наук, советника президента РАПИ Ереминой Натальи Валерьевны.
Наступивший 2019 г. станет переломным для всех государств, так как именно сейчас необходимо принимать сложные решения, которые, в свою очередь, создадут условия для развития государств в среднесрочной перспективе. Одни из ближайших соседей России – страны Северной Европы – столкнутся с комплексом проблем и задач, многие из которых необходимо решать совместно, что невозможно в условиях отсутствия доверия между некоторыми из них и в антироссийском санкционной режиме. На нашем сайте вы можете ознакомиться с расширенной версией прогноза о развитии стран Северной Европы, который был подготовлен сотрудником Российской ассоциации прибалтийских исследований для Российского совета по международным делам (РСМД).
Считаю также необходимым поблагодарить всех коллег из РСМД за сотрудничество в 2018 году и наступающем 2019 году. Особая благодарность члену Наблюдательного Совета РАПИ, генеральному директору и члену Президиума РСМД Кортунову А.В. и Програмному Директору РСМД Тимофееву И.Н
С версией прогноза, опубликованного на сайте РСМД, вы можете ознакомиться.
ЕРЕМИНА Н.В.
Прогноз социально-экономического и политического развития стран Северной Европы на краткосрочную и
среднесрочную перспективы (2019 и 2024 гг.)
К странам Северной Европы, в соответствии с классификацией ООН, относятся Исландия, Ирландия, Соединенное Королевство, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония.
Данные страны можно разделить на группы согласно нескольким критериям. Во-первых, согласно критерию географического местоположения. Так в отдельную группу можно поместить страны Скандинавии, в другую группу - страны Балтийского региона (Латвия, Литва, Эстония), при этом Финляндию можно отнести к региону Балтики.
Во-вторых, учитывая так называемую северную идентичность, Финляндия близка, хотя и не расположена на Скандинавском полуострове, именно скандинавским государствам. По этой же причине Исландию также можно рассматривать вкупе с государствами Скандинавии. В тоже время по многим критериям социально-экономического развития страны Прибалтики не соответствуют Финляндии и странам Скандинавского полуострова.
В-третьих, следует обратить внимание на фактор Европейского союза в развитии государств Северной Европы. И здесь возникает интересная картина, заставляющая нас выделить из группы Скандинавских стран Норвегию и Исландию, подписавших Соглашение об ассоциации. Кроме того, в этой картине особняком стоит и Соединённое Королевство, проходящее через процедуру Брекзита. При этом экономически оно связано с Ирландией, которая находится под влиянием разнообразных мощных факторов, вырабатываемых как ЕС, так и Британией.
Исходя из обозначенных факторов, имеет смысл отдельно определить развитие группы стран, состоящих из Дании, Швеции, Финляндии (группа 1). В отдельную группу поместить Норвегию и Исландию (группа 2), в другую группу - Латвию, Литву и Эстонию (группа 3), и отдельно представить развитие Соединённого Королевства и Ирландии (группа 4).
Комментарии к методологии исследования:
1) Данные по ВВП и инфляции на 2018 г. исследуемых государств указаны по прогнозируемым оценкам экспертов МЭФ, уточненных на апрель 2018 г., поскольку текущий год еще не завершен;
2) Для оценок политических трендов исследованы результаты избирательных кампаний;
3) Выводы в отношении краткосрочной и среднесрочной перспектив определяются исходя, во-первых, из объёма проблем, стоящих перед государствами, во-вторых, из механизмов их решений и способности государств в текущее время к их реализации;
4) Поскольку Брекзит стал фактором экономических и политических трендов в странах Северной Ирландии, партийно-политические проблемы, связанные с Брекзитом в Соединенном Королевстве, получили несколько большее внимание, по сравнению с политическими трендами в других государствах макрорегиона.
I. Тренды социально-экономического развития стран Северной Европы в краткосрочной и среднесрочной перспективах
Для развития всего макрорегиона в целом характерны следующие переменные.
1) Влияние глобальных процессов в наибольшей степени сказывается как на развитых экономиках Скандинавии и примыкающих к ней странах (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия), так и на зависимых от взаимодействия в рамках глобального рынка экономиках Прибалтики, при этом всевозможные глобальные риски, связанные с нарастанием комплекса неопределенностей, будут постепенно набирать обороты;
2) Все государства Северной Европы региона переживают некоторый спад, отличающийся в разных государствах, поэтому падение доходов населения, замедление развития потребительского рынка, рост безработицы – это основные общие задачи для всех государств;
3) Государства Северной Европы, входящие в ЕС, либо активно сотрудничающие с ним, подвержены неблагоприятным последствиям развития финансовой сферы в условиях непреодоленного кризиса еврозоны. Влияние ЕС в данном случае трудно переоценить, ведь сейчас очевидно, что если и говорить о возможном росте в ЕС, то он будет медленным, а уровень ВВП не превысит 2% в краткосрочной перспективе. А поддерживать рост потребления населения ЕС, что важно для развития еврозоны, сложно при сохранении высокого уровня безработицы (около 7%). При этом в ЕС так и не была предложена структурная реформа для решения финансовых проблем;
4) Фактор близости России также является значимым для определения социально-экономического развития многих государств этого макрорегиона, так как антироссийские санкции и контрсанкции стали болезненным ударом в их экономическом взаимодействии с Россией.
Группа 1: социально-экономические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
Среди основных черт экономик государств, входящих в данную группу, следует выделить такие как: высокая степень социальных гарантий государства; обеспечение высокой конкурентоспособности; развитие экономики, ориентированной на экспорт; высокие доходы; высокий внутренний спрос; невысокий уровень инфляции. Например, можно сравнить показатели ВВП и инфляции данных государств за 2018 г. В Дании рост ВВП составил 2%, а инфляция – 1,4%; в Швеции рост ВВП обозначен на уровне 2,4 %, инфляции - 1,9 %; в Финляндии рост ВВП составил 2,6 %, инфляции – 1,9%.
. Кроме того, государства первой группы неизменно занимают верхние строчки в международных экономических рейтингах. Например, по уровню конкурентоспособности Швеция находится на 7 месте, Дания на 12-м, Финляндия на 10 месте. По всей видимости, внутри этой группы после 2019 г. произойдут перестановки, с точки зрения параметров экономической успешности. Например, пока что ВВП Финляндии на душу населения является одним из самых высоких в мире, что позволяет стране обеспечить высокий уровень жизни. А Швеция находится среди стран с наименьшим уровнем госдолга в ЕС. Однако экономические перспективы Швеции сужаются в общем контексте. И в следующем 2019 г. Швеция и Финляндия могут уступить свое место быстрорастущих экономик Норвегии. Данная тенденция продлится до 2024 г.
Среди проблем социально-экономического развития, которые государства будут решать как в 2019 г., так и после 2020 г., вплоть до 2024 г., укажем основные: долговой кризис в зоне евро, который негативно влияет на все государства этой группы, хотя в еврозону входит только Финляндия; как ни странно, но можно сказать, что до конца не были преодолены последствия глобального экономического кризиса 2008 г., влияющие на медленный экономический рост и падение доверия банковской системе; проблема безработицы также требует полномасштабного государственного участия; антироссийские санкции и контрсанкции, введенные Россией, будут оказывать долгосрочное воздействие на развитие экономик региона. Финляндия в наибольшей степени, нежели Швеция или Дания, пострадала от последствий антироссийских санкций, а также от кризиса в еврозоне, проходившего в неблагоприятных макроэкономических условиях.
Главными механизмами для решения проблем могут быть следующие: рост инвестиций в общественный сектор; поддержка государством крупных инфраструктурных проектов; государственные программы борьбы с безработицей; снижение налога на прибыль.
Вывод: Экономический рост в группе этих государств в период 2019-2021 гг. составит около 1,5%, и не превысит 2%. В случае снижения глобальных экономических рисков и жесткой государственной политики в задействовании указанных выше механизмов, экономическая и социальная ситуация стабилизуется как раз к 2024 г. И данные страны сохранят свой статус стабильных экономик.
Группа 2: социально-экономические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
Норвегия и Исландия, также как Швеция и Дания, в 2019 г., столкнется с теми же социально-экономическими задачами. Однако фактор еврозоны, фактор Евросоюза не будет оказывать на них такое же влияние, как и на страны-члены ЕС. Поэтому, например, после выравнивания цен на углеводороды, Норвегия демонстрирует устойчивое развитие, обеспеченное в том числе высоким спросом на нефть и газ. А возможности роста Исландии, по мнению экспертных сообщений, основаны на возобновляемых источниках энергии. А сама Исландия стала одним из непререкаемых лидеров в этой сфере. Основным движущим фактором роста в Норвегии в будущем является возобновление нефтяных инвестиций, и уже сейчас восстанавливается рост нефтяных компаний после многих лет спада по уровню конкурентоспособности: 11 место в мире. Возможности Исландии связаны с оздоровлением банковской сферы и развитием возобновляемых источников энергии. При этом соотношение роста ВВП и инфляции в этих странах похоже на ситуацию в 1 группе. Так, в Норвегии рост ВВП в 2018 г. составил 2,1%, а инфляция зафиксирована на уровне 1,9 %. В Исландии – 3,7% и 2,5% соответственно.
Среди основных проблем в краткосрочной и долгосрочной перспективах для этих стран следует указать следующие: замедление роста доходов, прежде всего, в сферах, не связанных с энергетикой, с добычей нефти и газа; падение внутреннего спроса; рост долгов домохозяйств. Для обоих государств значительные риски влечет за собой Брекзит, так как они столкнутся с повышенной конкуренцией в рыболовной сфере с британцами, отказывающимися благодаря выходу из ЕС от жестких квот в рыбной отрасли.
Главными механизмами решения проблем станет активизация переговорного процесса со всеми соседними государствами в отношении развития рыбной отрасли. Кроме того, именно Норвегии и Исландии для улучшения экономических позиций имеет смысл взаимодействовать с Россией и отказаться от антироссийских санкций, тем более, что данные государства не входят в ЕС. Это сотрудничество важно на арктическом направлении и в развитии рыбной отрасли. Также правительствам указанных стран необходимо продолжать работу с финансовым сектором.
Вывод: Таким образом, в 2019 г. риски для экономик этих государств будут нарастать, экономический рост существенно замедлится. Но к 2024 г. данные государства, реализуя собственные, суверенные, задачи в области экономики, а примеры такой политики уже есть, смогут улучшить все экономические показатели и стать лидерами в макрорегионе Северная Европа.
Группа 3: социально-экономические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
Для стран этой группы характерна чрезмерная зависимость от прямых иностранных инвестиций и от непосредственного включения в программы структурных фондов ЕС для получения постоянных траншей и субсидий. Кроме того, именно в данной группе стран политика в абсолютной степени поставлена перед экономикой, прежде всего, это связано с русофобией, что создает сложности в реализации важнейших экономических задач, например, в области транзита и т.д. Помимо этого, в прибалтийских государствах нет значимого производственного базиса, постоянный отток населения, а вступление в еврозону до сих пор имеет отголосок в виде комплекса нерешенных проблем: инфляция, неустойчивая банковская система, бюджетный баланс, более низкий доход по сравнению с другими странами Северной Европы. В настоящее время можно говорить о замедлении экономического роста в связи с Брекзитом и переориентацией финансовых потоков внутри ЕС с программ политики сплочения на программы обороны и безопасности, а также антироссийскими санкциями и контрсанкциями. Уже сейчас данные государств по рейтингу конкурентоспобности сдвинулись вниз. Эстония – 28 место, Литва – 41, Латвия – 54 место (для сравнения: Россия в данном рейтинге находится на 38 месте) И это притом, что страны в отчетах говорят о росте ВВП, хотя также и о росте инфляции. В Латвии ВВП около 3,7%, инфляция – 2,7%. В Литве ВВП - 3,5%, инфляция – 2,5%. В Эстонии ВВП - 3,7%, инфляция – 3%.
Для решения указанных выше проблем государствам необходимо полностью отказаться от политики русофобии, которая препятствует выстраиванию цельной экономической политики внутри страны и за ее пределами. В первую очередь это необходимо для улучшения показателей транзита и экспорта сельскохозяйственной отрасли. Однако вряд ли правительства этих стран готовы к такому решению.
Вывод: поскольку страны Прибалтики столкнулись с комплексом взаимосвязанных проблем, можно прогнозировать, что и в краткосрочной (2019 г.), и в среднесрочной (2024 г.) перспективах рынки этих государств продолжат сокращаться, что повлечет за собой ухудшение всех социальных показателей жизни населения, тем более в условиях Брекзита.
Группа 4: социально-экономические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
Для стран этой группы характерен высокий уровень прямых иностранных инвестиций; наличие высококвалифицированной рабочей силы; относительная стабильность в финансовом секторе.
Соединённое Королевство всегда относилось к странам с устойчивой и сильной экономикой. Потому вряд ли можно говорить о значительном экономическом спаде в стране в среднесрочной перспективе, притом, что в краткосрочной перспективе экономика страны будет вынуждена решать проблемы, связанные с влиянием Брекзита. В любом случае в Британии уровень безработицы умеренный, а монетарная политика остается гибкой и быстро реагирует на изменяющиеся условия, связанные с Брекзитом. После 2019г. и выхода из Общего рынка основной проблемой для экономики страны будут высокие торговые барьеры, которые станут оказывать влияние на взаимодействие со странами ЕС. Вероятно, можно ожидать и снижение стоимости фунта стерлингов по отношению к европейской валюте.
С 2019 г. по 2021 гг. Соединенное Королевство будет находиться в переходном периоде выхода из ЕС, который может быть продлен до 2023 г., что даст возможность решить множество вопросов по каждому сектору экономики. Кроме того, британцы не считают, что выход из Общего рынка приведет к сокращению рабочей силы и ухудшению позиций британской экономики. Уже сейчас, несмотря на снижение темпов роста ВВП, который составил 1,4%, инфляция определена на уровне 2,5%, т.е. не является высокой. А по уровню конкурентоспособности страна находится на 8 месте в мире.
Экономика Республики Ирландии тесно связана с британской и относится при этом к наиболее быстро растущим экономикам Евросоюза. Так, рост ВВП в стране составил в 2018 г. 4,7%, а инфляция лишь 0,7%. Однако ирландская экономика в условиях Брекзита будет неизбежно зависеть от успехов переговорного процесса между Британией и ЕС. Тем не менее, для Ирландии уже стал характерен постоянный рост промышленной и в целом деловой активности, что позволяет говорить о преодолении всех трудностей в среднесрочной перспективе. Для их решения Ирландии необходимо продолжать взаимодействие с Соединенным Королевством и выступать в качестве посредника между ним и ЕС для достижения компромисса.
Вывод: В 2019 г. Соединенное Королевство неизбежно столкнется с понижением курса фунта ст. и общим ослаблением экономических позиций на европейском рынке, но в среднесрочной перспективе к 2024 г. британской экономике удастся решить возникшие сложности путем наращивания взаимодействия с другими рынками. Например, планируется усилить торговое сотрудничество с США, а также обратить большее внимание на Индию. При этом экономика Ирландии способна полностью преодолеть негативное влияние Брекзита уже к 2023 г., что обеспечит новые возможности роста для страны в 2024 г.
II. Тренды политического развития в странах Северной Европы в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
В следующем, 2019 г., в странах ЕС пройдут выборы в Европарламент. С учетом текущих тенденций можно говорить о росте влияния популистов. Причем как правых, так и левых. При этом в краткосрочной перспективе наилучшие условия для своей деятельности получают националистически ориентированные и крайне правые партии, предлагающие простые рецепты для решения сложных вопросов.
Развитие политической сферы в среднесрочной перспективе зависит от решения факторов, благоприятствующих радикальным силам. Поэтому в 2024 г. можно ожидать некоторого смягчения политической ситуации в целом, однако очевидно, что позиции крайне правых останутся устойчивыми и после 2024 г.. Именно эти партии будут предлагать ужесточение иммиграционной политики, введение протекционистских мер во всех сферах и прочее, что в условиях глобальных рисков, воспринимается гражданами как адекватные предложения. Также у граждан есть запрос на обновление политической системы в своих странах и зафиксировано ожидание появления новых партий. По данным Евробарометра более половины опрошенных полагают, что новые партии способны более оперативно и позитивно реагировать на запросы избирателей, привнести изменения, найти решения сложных задач. С учетом текущих тенденций можно говорить даже о некоторой поляризации политических сил справа и слева. У центристов остается все меньше аргументов в свою пользу.
В этот же период с 2019 по 2024 гг. в странах Северной Европы, прежде всего, в странах-членах ЕС, ожидается увеличение расходов на интеграцию иммигрантов, что потребует увеличения финансовых средств из госбюджетов. Поэтому, даже в условиях смягчения самого иммиграционного потока, проблема не будет решена ни в 2019, ни в 2024 гг. Заметно, что многие страны уже перешли на ужесточение политики приема иммигрантов. Эти факторы остаются существенными в краткосрочной и среднесрочной перспективах в развитии партийно-политических систем стран Северной Европы. Особенно жесткие позиции здесь отстаивают страны 1 группы – Швеция и Дания, к которым в этом отношении примыкает Соединённое Королевство. Интересно, что миграционный фактор не имеет столь же значительного влияния, как в других государствах Северной Европы, в странах Прибалтики, поскольку туда иммигранты едут неохотно. Для партийно-политической системы стран Прибалтики в большей степени роль играет русофобия.
Группа 1: политические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
В политической среде этих государств заметное влияние оказывают именно крайне правые, которые стремятся изменить партийный ландшафт своих стран. Например, в Финляндии, хотя правоцентристы в лице Национальной коалиционной партии сохраняют значительное влияние, нельзя не заметить рост партии Истинные финны. А на парламентских выборах и в Финляндии, и в Дании в 2019 г. ожидается победа крайне правых партий. Например, именно Истинные финны выступают с радикальными идеями Fixit и призывают к ужесточению иммиграционной политики. В Дании представители крайне правой Датской народной партии участвуют в коалиции в правительстве в обмен на ужесточение миграционных правил. Партия также занимает позицию активного критика ЕС. В Швеции также именно крайне правые (Шведские демократы) добились значительного успеха на антиммиграционной платформе на парламентских выборах в сентябре 2018 г., хотя социал-демократы Швеции остались самой большой партией. В последующий период времени Шведские демократы способны значительно улучшить свои позиции.
Вывод: Очевидно, что в среднесрочной перспективе до 2024 г. данные партии уже достаточно укрепятся на политическом ландшафте, хотя более точные данные о перспективах этих партий дадут именно выборы 2019 г.
Группа 2: политические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
В Норвегии сохраняет свои позиции правоцентристская партия Консервативная партия в коалиции с крайне правым партнером – Партией прогресса. Подобный расклад находит поддержку населения. Благодаря данной коалиции крайне правые силы способны влиять на ужесточение многих направлений внешней и внутренней политики. Очевидно, что на следующих выборах в парламент в 2021 г. этот же расклад сил сохранит свою актуальность. В Исландии сохраняется правоцентристская коалиция, которая представляет национально-ориентированные партии. Кроме того, именно в Исландии первая в мире антисистемная партия «пиратов» прошла в национальный парламент и намерена стать главной политической силой страны.
Вывод: в краткосрочной и среднесрочной перспективах у населения стран 2 группы сохранится запрос на более жесткие и четкие действия правительства, что обеспечивает возможности для правых сил и антисистемных движений. В данном случае мы говорим о стабильной тенденции и сохранении существующего политического расклада.
Группа 3: политические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
В Прибалтике в качестве ключевой политической идеи выступает русофобия, а не борьба с иммиграцией, одновременно фактор русофобии является главным инструментом политической борьбы.
Политическая практика руководств стран Прибалтики способствовала постоянному укреплению правого фланга партийного спектра, а консервативные движения в данных странах выступают с воззваниями такого рода, которые позволяют их характеризовать даже как неонацистские. Например, эстонская партия «Союз Отечества и Res Publica», латвийское «Национальное объединение», литовский «Союз народного единства». Нельзя не отметить, что ведущие политические партии в странах Прибалтики неизбежно включались в предложенную игру в русофобию. А русскоязычное население, часть которого вообще не имела права участвовать в выборах, не смогло консолидироваться и выступить единым фронтом в борьбе за свои права.
Результаты октябрьских выборов 2018 г. в Латвии доказали, что политика, направленная на усиление этнократических элементов в государстве, приносит свои результаты. Устойчивым выглядит электорат, голосующий традиционно за партию «Согласие», которая формально является партией центра и примирения, гармонии между разными сообществами, проживающими в стране, хотя на практике это совсем не так. Сократился электорат, голосующий за партии, защищающие права русских Латвии. Особенно ясно это видно по результатам кампании Русского Союза Латвии. Причина этого в том, что в стране высок уровень эмиграции, а также сохраняется институт не граждан. Националистические идеи сохраняют свои позиции через политические успехи Новой консервативной партии или Национального объединения «Всё для Латвии!» — «Тевземей ун Бривибай/ДННЛ». Вопрос идентичности не менее важен и для политического развития Литвы. Так, в стране традиционно стабильные позиции у партий «Союз Отечества и Христианские демократы Литвы» и «Литовский союз крестьян и зеленых». В это же время «Союз русских Литвы» не имеет инструментов политического развития, в том числе и по причине небольшой численности. Однако польские политические движения также не влияют на сложившуюся конфигурацию сил на политической арене m.baltnews.lt/vilnius_news/20180307/1017983570.html . Так, «Избирательная акция поляков Литвы - Союз христианских семей», согласно опросам, имеет поддержку не более 3% избирателей ru.delfi.lt/news/politics/konservatory-i-krestyane-samye-populyarnye-partii-litvy.d?id=78396683 . В Эстонии ведущие политические силы связаны с вопросами защиты эстонской идентичности или компромисса между разными сообществами. Соответственно тройка лидеров – Партия реформ, Центристская партия и Консервативная народная партия Эстонии rus.postimees.ee/4475203/reytingi-partiy-socdemy-balansiruyut-na-krayu-propasti-irl-uzhe-v-ney .
Вывод: поскольку указанный политический расклад практически не изменяется в странах Прибалтики на протяжении длительного периода времени, очевидно, что 2019 год не принесет с собой никаких изменений. А с учетом политических событий в странах Прибалтики, можно говорить о нарастании ситуации политического раскола к 2024 г.
Группа 4: политические тренды (краткосрочная и долгосрочная перспективы).
Политическое развитие Соединённого Королевства, как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективах, пройдет под влиянием Брекзита.
Главный политический вызов на сегодняшний день – нарастающий раскол внутри практически каждой партии, а особенно серьезные проблемы переживает Консервативная партия, возглавившая процесс Брекзита в лице Т. Мэй. К настоящему времени раскол внутри Консервативной партии отчетливо показал себя через смену ряда министерских постов, включая столь важные, как пост Министра иностранных дел и Министра по делам Брекзита. Однако хотя лейбористы и могут воспользоваться слабостями партии тори, связанной с Брекзитом, они также переживают раскол. Партия, возглавляемая Дж. Корбиным, не достигла единства не только по вопросу Брекзита, но даже по многим сюжетам партийной жизни. А идея Дж. Корина провести второй референдум по Брекзиту не встретила полного одобрения в рядах его партии. В этих условиях другие партии могут получить возможности для осуществления своих политических маневров и укрепления собственных позиций.
В первую очередь, это касается роста популярности Шотландской национальной партии. Ее укрепление в условиях постБрекзита будет работать на проведение референдума о независимости Шотландии. Либеральные демократы также готовы воспользоваться сложившимися обстоятельствами и привлечь к себе внимание избирателя предложением проведения радикальных реформ во всех сферах жизни. А вот крайне правые Соединённого Королевства «Партия независимости» в условиях реализации главной задачи партии – Брекзита - не планируют значительных улучшений своих позиций. Но запрос на крайне правых в британском обществе сохранится.
После 2019 г. политический пейзаж в Британии может видоизмениться. Есть запрос на новые силы, не ассоциированные с Брекзитом. Уже сейчас британский миллионер Симон Фрэнкс, со-основатель бизнеса по аренде фильмов «LoveFilm», заявил о том, что готовится создать новую центристскую антиполитическую партию «Объединенные ради перемен», из-за чего журналисты называют его новым Э. Макроном. Тем не менее, для планомерной реализации этой идеи необходимо не просто время, а необходим именно Брекзит как свершившийся факт с сохранением множества вопросов о будущем развитии страны. Но сам Брекзит уже свидетельствует о том, что британский либерализм отчасти проиграл.
Британские политические сюжеты оказали непосредственное влияние на Ирландию. Например, неожиданно для многих, в сентябре 2018 г. в Ирландии была анонсирована евроскептичная партия, стоящая за выход Ирландии из ЕС, поскольку экономическое взаимодействие с Соединённым Королевством является, с точки зрения представителей этой партии, более значимым, нежели с Общим рынкомПри этом ирландские политические партии в основном нацелены на вопросы солидарности и социальной справедливости, например, лидирующие партии Фианна Файл и Партия прогрессивных демократов. Однако поскольку все партии ориентируются в основном на установление более тесных взаимодействий с Северной Ирландией, этот фактор остается неизменным для сохранения стабильной партийно-политической системы Ирландии, с поправками на Брекзит.
Вывод: 2019 г. станет наиболее сложным в развитии партийно-политической системы государств 4 группы, так как именно в этом году будет официально зафиксирован Брекзит, что повлечет за собой некоторые негативные последствия для Британии, связанные с политическим расколом в целом ряде партий. И, к 2024 г. можно прогнозировать на этом основании не только переконфигурацию политических сил в Соединенном Королевстве, но и появление новых политических сил, по-разному оценивающих Брекзит, в том числе даже в Республике Ирландии, чья партийно-политическая система по-прежнему будет стремиться к поддержке политического компромисса.
Общие выводы:
1) 2019 г. станет сложным годом для всех государств макрорегиона, вплоть до падения уровня ВВП. Соответственно, если сравнить будущие показатели ВВП с текущими цифрами, указанными в данном исследовании, можно ожидать, что данные показатели не будут улучшены, а напротив, снизятся в различной степени в разных государствах. К 2024 г. ожидается стабилизация экономического развития, но с сохранением низких темпов роста.
2) Общими проблемами для всех на весь период с 2019 по 2024 гг. станут безработица, сокращение инвестиций, усиление экономической конкуренции с США и Китаем.
3) Политическая ситуация в 2019 г. и в 2024 г. в странах макрорегиона во многом сохранит существующие тренды, и в большинстве случаев - действующий политический расклад, за исключением Соединенного Королевства. Однако именно к 2024 г. может быть реализован запрос на новые политические силы, т.е. можно ожидать появление несистемных партий, антипартий.
4) Взаимоотношение с Россией в большинстве случаев сохранит негативный характер.