Дорожные карты по ключевым направлениям интеграции России и Белоруссии в экономике должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, сняв сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры. По ряду направлений подходы отличаются, но встреча президентов Путина и Лукашенко предполагает поиск компромисса в интересах интеграции, считает профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич.
Интеграционные процессы Союзного государства
Белоруссия и Россия в рамках межправительственной рабочей группы согласовали основные направления развития интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Об этом журналистам заявил министр экономики Белоруссии Дмитрий Крутой, возглавляющий белорусскую часть совместной группы.
Пакет предложений по интеграции будет подготовлен для переговоров президентов. Рабочая группа детально проанализировала те варианты программ, которыми главы государств обменялись в мае. Как добавил Крутой, пакет предложений будет обсуждаться в ходе начавшегося визита в РФ президента Белоруссии Александра Лукашенко.
«Наши практики, эксперты, руководители департаментов, заместители министров и даже министры экономики много раз говорили о том, что достигли почти полного согласия в вопросах развития интеграционных процессов, но потом что-то шло не так. Здесь важно понимать, что и РФ и Белоруссия по факту президентские республики, поэтому итоговое решение, конечно, принимается именно главами государств.
И пока президенты не подпишут соответствующие бумаги, торопить события не стоит, но осторожная надежда сейчас все же присутствует. Что касается направлений, то в век четвертой промышленной революции очень важна интеграция средств связи. Текущая ситуация с роумингом между нашими странами неприемлема. На Форуме регионов обещали в самое ближайшее время решить проблему роуминга.
До сих пор существуют и сложности с платежами между РФ и республикой Беларусь. Может быть, не для всех секторов, но например, для сектора некоммерческих и образовательных организаций, в котором я работаю, такие проблемы сохраняются. Приглашая профессора из Минска, возникает проблема с оформлением гонораров. Очевидно, что есть и проблема обратного характера», - отмечает в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» Николай Межевич.
Напомним, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в конце прошлого года подписал распоряжение о создании российско-белорусской рабочей группы для обсуждения различных аспектов интеграции и спорных вопросов. С российской стороны группу возглавил глава МЭР Максим Орешкин, а с белорусской министр экономики Дмитрий Крутой.
Вопрос цен на нефть и газ
Стороны обязались подготовить около 10 дорожных карт по ключевым направлениям интеграции в экономике. Глобальных несогласованных вопросов на сегодняшний день на уровне экспертов нет, поэтому на путь интеграции страны выходят через экономическое сближение. Выработанные меры должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, то есть снять сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры. Такой подход эксперты называют логичным, выгодным и стратегически верным для обеих сторон.
При решении стратегических вопросов о развитии белорусско-российской интеграции определенное количество спорных вопросов выделяет лидер Белоруссии Александр Лукашенко. Он обращает внимание на тему равного доступа к госзаказам, промышленной кооперации, налогового маневра в нефтяной сфере, а также истекшие сроки по переговорам о поставках в Белоруссию в будущий период российских нефти и газа.
«Главные разногласия сегодня лежат как раз в сфере реального сектора и связаны они с ценой на нефть и газ. Есть абсолютно объективная вещь – внутри одного государства цены должны быть равны или почти равны, например в СССР хоть и было три ценовые зоны, но разница оставалось копеечной. Наши же белорусские друзья хотят, чтобы энергетические ресурсы поставлялись в соседнее суверенное союзное государство по таким же ценам, по которым они продаются потребителям внутри РФ.
Неотъемлемый суверенитет предполагает, что экономические отношения между нами базируются не только на дружбе, но и на рынке. Речь идет о ресурсах, которые могут продаваться за меньшую или большую цену. Союзные отношения предлагают компенсацию или учет взаимных интересов, и Россия с удовольствием учтет белорусские интересы, предоставив большую скидку при поставках энергоносителей
Но у нас есть свои интересы, и они могут быть экономическими, политическими или касаться вопросов социокультурного взаимодействия. При этом не бывает ситуации, когда две страны живут в экономике по единым правилам, с общими ценами и тарифами, а в политике действуют как независимые государства. Где-то необходимо найти компромисс, и встреча президентов Путина и Лукашенко предполагает его выработку в интересах интеграции», - резюмирует Николай Межевич.Дорожные карты по ключевым направлениям интеграции России и Белоруссии в экономике должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, сняв сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры. По ряду направлений подходы отличаются, но встреча президентов Путина и Лукашенко предполагает поиск компромисса в интересах интеграции, считает профессор факультета международных отношений СПбГУ Николай Межевич.