Н. Межевич: «Я бы сказал, что Литва приняла откровенно антибелорусский курс»

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич дал интервью информационно-аналитическому порталу RuBaltic.ru, в котором детально прокомментировал заявление Владимира Путина о перспективности увязки поставок нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой продуктов нефтепереработки через российские порты. 

«Во время своего визита в Калининградскую область Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой продуктов нефтепереработки через порты России. Станет ли это заявление началом конца транзита белорусских нефтепродуктов через страны Балтии, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ:

Третий момент. Нельзя не отметить, что у наших друзей и соседей в Минске всё большее раздражение вызывает абсолютно зоологическая позиция Вильнюса по поводу Белорусской атомной станции, поддержка белорусской внесистемной оппозиции, которая осуществляется на территории Литовской Республики.

Я бы сказал, что Литва приняла откровенно антибелорусский курс, — может быть, не такой крикливый, как антироссийский, но он тоже есть и всем известен. В этих условиях за свои же деньги оплачивать антибелорусскую кампанию, на мой взгляд, не то, что нужно Минску, не то, что нужно Москве, и не то, что нужно Союзному государству.

— Портал Naviny хорошо известен не только нашим белорусским друзьям, но и нам. Мы прекрасно знаем, кто там публикуется и что там публикуется. И мы прекрасно знаем, что материалы портала Naviny или цензурируются в Вильнюсе, или по крайней мере мгновенно в Вильнюсе перепечатываются. Ваш пример это подтверждает.

Естественно, существуют определенные экспертные группы, для которых конфликт между Москвой и Минском — это главное счастье в жизни и, кстати, главный PR.

Давайте спросим у наших читателей: китайцы — дураки и заведомо идут на невыгодную схему? Нет, китайцы совсем не дураки. Существуют определенные отклонения от географической логики, которую мои коллеги, относящиеся к оппозиции в Минске и в Москве, или не знают, или не хотят знать. Поэтому прямой географической привязки нет.

Еще раз подчеркну, никто не говорил, что переориентация белорусского грузопотока на российские порты произойдет завтра или в понедельник. Это работа на перспективу, и президент об этом сказал: надо работать на улучшение таможенных процедур, на сокращение времени перегрузки.

В силу определенных причин издержки Прибалтики растут. К примеру, это связано с ростом налогообложения: надо выделять 2% на милитаризацию своих стран. Все мы знаем, что господин Трамп предупредил: халявы больше не будет. А налогооблагаемая база, то есть люди, разбегаются. И инвестиций становится всё меньше и меньше.

Конкурентоспособность наших соседей будет уменьшаться, а наша — расти в условиях, когда за дело возьмутся без дураков и когда поставлены конкретные задачи (а любое совещание президента — это точно расписанные поручения конкретным лицам с санкциями за их неисполнение). Так что еще подождем немножко и посмотрим на результаты.

— Я уверен в том, что компромисс между Минском и Москвой будет найден по этому — действительно деликатному — вопросу. А что касается посла Литвы в Минске, давайте подумаем, что он мог еще сказать. Его работа в значительной степени связана с тем, что надо, с одной стороны, критиковать и шантажировать Беларусь по линии атомной энергетики, а с другой стороны, вытаскивать из Беларуси грузы на финансирование Клайпеды. Кстати, Клайпеда — это государственный порт двойного назначения, который работает на Министерство транспорта и Министерство обороны Литвы (и не только Литвы).

«Скрежет» литовского дипломатического ведомства — единственно возможная форма реакции в этой ситуации.

А в Латвии, когда слышат призывы заблокировать покупку белорусской электроэнергии (а точнее, белорусско-российской, давайте называть вещи своими именами), говорят, что их интересует цена. Разница есть: «преступная» электроэнергия и электроэнергия по выгодной цене. В Минске разницу в этих оценках понимают, она на русском и на белорусском языках звучит вполне убедительно.

Без большой необходимости Рига старается Минск не раздражать даже по вопросу учений «Запад‑2017». Тональность Риги отличается от тональности Вильнюса.

— Тут очень важный момент. Для нас, для россиян, ситуация с нефтепродуктами выглядит так: нефть была российская, нефтепродукты сделаны из российской нефти и идут куда-то дальше. А в случае с калийными удобрениями калий белорусский и, конечно, Республика Беларусь вправе сама решать, куда отправлять свой товар. Но транспортировка калийных удобрений менее выгодна для любого портового комплекса, пусть даже универсального, чем транспортировка и перегрузка нефти. Поэтому было бы логично разделять контейнерные и прочие перевозки, перевозки удобрений и транзит нефтепродуктов.

И еще одна реплика. Самое интересное сегодня и в ближайшее время — это позиция Польши. Потому что польские соседи говорят: «А зачем вообще эта Литва вам сдалась? У вас же есть железная дорога, есть система замены колесных осей, есть порты в Гданьске и Трехградье, которые намного западнее, чем та же Клайпеда». Сейчас Варшава внимательно следит за дискуссией. Насколько я знаю, пока официальных заявлений не было, но поляки собирают информацию».

Источник: rubaltic.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *