Как справедливо отмечал Геннадий Хазанов: «Товарищи, в зоопарке тигру не докладывают мяса! Пока не поздно, спасайте хищника! Если спросят, откуда узнали, на меня валите. Мне терять нечего. Я уже ничего не боюсь, потому что я - попка-дурак, попка-кретин, попка-полный идиот!» Этот знаменитый монолог вспоминается после ознакомления с выступлением премьер — министра Латвии и гражданина США Кришьяниса Кариньша на заседании Национального совета по трехстороннему сотрудничеству. По его мнению «балтийскому тигру» (Латвии кто не понял) не додадут в 2020 году один миллиард евро. Это примерно 10% доходной части бюджета и их действительно не дадут. Внешние источники финансирования сокращаются, внутренний спрос падает.
Все происходящее в банковском секторе так называемой «балтийской Швейцарии» укладывается в два факта. Действующий глава Банка Латвии Илмар Римшевич – подозреваемый по уголовному делу о коррупции. И второе. После того как в 2018 году американская FinCEN опубликовала сообщение, согласно которому в легализации незаконных капиталов подозревался ABLV Bank, началось заметание финансового мусора под ковер. Были предприняты экстренные меры по избавлению от любого вида «подозрительных денег». Санкции американской FinCEN не единственный проблемный вопрос для банковского сектора. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (Moneyval) ввел для Латвии режим усиленного контроля, так как государство получило низкие и средние оценки по ряду критериев эффективности борьбы с отмыванием денег.
Латвия, вероятно, окажется в списке государств связанных с отмывкой нелегальных капиталов. Причем практически единственной европейской страной. Тот факт, что часть банков иностранные не решает проблемы Латвии. Швеция как обычно консолидирует активы дома и сбрасывает пассивы в Риге. Латвийская комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) оштрафовала «SEB bank» на 672 684 евро за нарушения в сфере борьбы с легализацией преступно нажитых средств и финансированием терроризма и на 1,121 млн евро за нарушения в сфере международных санкций. Для компенсации потерь, естественно будут подняты тарифы за банковское обслуживание.
Вслушаемся в декабрьский прогноз Улдиса Церпса, который может возглавить Банк Латвии: «в случае Латвии монетарная политика исчерпала возможности стимулирования роста. И оно дальше возможно только за счет структурных реформ или за счет фискального пространства (т. е. за счет налогов и нашей способности что-то занять на внешних рынках)». В принципе все верно, не сказаны только две вещи, во-первых то, что монетарная политика практически вне компетенции Латвии и то, что рост налогов давно обгоняет рост доходов. Банковский сектор страны отправился догонять промышленность и сельское хозяйство, транзит и пищевку … Т.е. путем примитивизации, сокращения, ликвидации.
Подобней о транзите. Декабрь 2019 года на долго запомнится в Латвии санкциями США (санкционный список Управления по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC) в отношении политика и бизнесмена Айвара Лембергса, который являлся директором порта в Вентспилсе и ряда других предприятий имеющих отношение к транзитному бизнесу. Буквально за двое суток парламент Латвии с нарушением принял решение о переходе портов Вентспилса, а заодно и Риги под контроль государства. Сам Лембергс сразу после введения ограничений ушел со своего поста, но это не остановило рейдерский захват собственности «условной оппозиции», правящими партиями и их бизнес-структурами. Власти Латвии начали создавать компанию, которая будет управлять портом Вентспилса. В ее руководстве будет четыре представителя государства аффилированные с правящей в сейме коалицией.
По мнению депутата Европейского парламента, экс-мэра Риги Нила Ушакова Действия правительства неизбежно приведут к тяжелому политическому и, главное, масштабному экономическому кризису. С нашей точки зрения «обогнать» кризис 2008 года с 18% падения ВВП все-таки не удастся, но проблемы действительно будут. Ушаков пишет, что «В сумме Латвия может потерять около 20 тысяч рабочих мест для квалифицированных, прилично оплачиваемых работников. О влиянии на ВВП сейчас даже страшно говорить». Вероятно, потери в рабочих местах будут существенно больше, а что касается ВВП то, влияние американско – латвийского рейдерства растянется на 5-7 лет. Контракты в транзитном бизнесе, как правило, долгосрочные соответственно быстрого «ухода» грузов ждать не следует.
С другой стороны порты Латвии в силу географического положения работают на экспортно-импортных операциях Белоруссии и России. Крупные компании этих стран сами по себе потенциальный объект для санкций, в том числе в своей стране. Соответственно заходить на территорию Европейского союза под кумулятивный эффект американских и европейских санкций могут или неадекватные люди или бизнесмены получившие персональные гарантии в Брюсселе и Вашингтоне. В обоих случаях эти исключения из правил не способны обеспечить загрузку латвийских портов.
Укажем на то, что падение грузооборота растянется во времени. Проблемы первого порядка, как справедливо отмечает Ушаков, коснуться собственно транзитно - транспортного бизнеса, занятости в порту и на железной дороге. Затем неизбежно наступят последствия второго порядка: потеря рентабельности железной дорогой, так как она обеспечивается масштабными грузовыми перевозками, а не убыточными пассажирскими. Произойдет свертывание планов реконструкции, электрификации. Дорога из источника доходов становится источником расходов, ложиться обременением на бюджет. При этом разоряются все фирмы обеспечивающие деятельность железной дороге от строительных до рекламных.
Учитывая то, что транспортный сектор в Латвии - это 10-11% ВВП, потери будут носить необратимый характер и приведут к окончательному краху текущей экономической модели и, хочется верить, политической. Понимание приближающегося кризиса в политическо-бюрократическом классе есть. 19–20.12.2019 председатель правления ГАО «Latvijas dzelzcels» (LDz) Марис Клейнбергс экстренно выехал в Минск, где попытался убедить деловых партнеров Латвии в надежности. Тем не менее, транзитные подарки – 2020 будут получать враждебная, но предсказуемая Клайпеда, а не Вентспилс.
Ключевые отрасли и их уровень развития не всегда адекватно отражают уровень потребления. Обратимся к цифрам. Уровень благосостояния домохозяйств Латвии — один из самых низких в ЕС, таков заголовок статьи bnn-news.ru от 13 декабря 2019 года. В том же декабре Neatkarīgā rīta avīze со странной гордостью сообщает о новой потребительской корзине, окончательно порвавшей с советскими традициями. Помимо концлагерной нормы продуктов туда попали: «одно пальто, которые надо носить более семи лет, куртку (четыре года), костюм (5,5 лет), брюки (два года), платье или пиджак (1,25 лет), джемпер или куртка (2 года), рубашка (раз в год), тренировочный костюм (три года), шапка (три года), шарф (три года), пара перчаток (два года), галстук (десять лет)». Так что гордый «балтийский тигр» в «балтийской Швейцарии» это десять лет в одном галстуке при отсутствии белья.
Впрочем, правящая коалиция не без успеха меняет реальные достижения на фейки в СМИ. К примеру, в декабре выяснилось то, что в глобальном индексе устойчивой конкурентоспособности Латвия заняла 9-ю позицию, значительно опередив Литву и немного уступив Эстонии, свидетельствуют результаты исследования консалтинговой компании SolAbility. И лишь несколько скептиков указало на то, что консалтинговая фирма третьего ранга из Ю. Кореи в принципе не знает, где находится Латвия и приблизительно знает, где расположена Европа.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность является важным индикатором эволюции экономики Латвии. Не смотря на не самые благоприятные природные условия, сельское хозяйство усешно развивалось при немцах, шведах и русских, что бы необратимо деградировать в «независимом» государстве. Рассмотрим вопрос на примере классического латвийского бренда – шпроты. В сентябре 2019 года посол Латвии гордо «отказался» от российского рынка, но еще раньше российский рынок отказался от ядовитых продуктов. По данным Росрыболовства, за пять лет объем российского вылова мелкосельдевых видов рыб (включая шпрот, салаку, кильку, анчоус) вырос почти на 80% – с 61 тыс. тонн в 2014 году до более чем 109 тыс. тонн по итогам 2018 года. Вылов кильки за эти годы почти удвоился – с 32,5 тыс. до 58 тыс. тонн. Так, в Калининградской области – центре производства продукции из шпротов – общий вылов в прибрежной зоне вырос за пять лет в полтора раза, до 46,3 тыс. тонн. А вылов кильки (шпрота) и сельди балтийской (салаки) увеличился почти в два раза – до 39,5 тыс. тонн. Комментарии излишни…
От проблемной экономики перейдем к государственной политике. «Слово "национализм" в Латвии имеет "коричневый оттенок» - об этом заявил патриарх латвийской политики, представитель оппозиции - лидер "Согласия" Янис Урбанович. Латвийское общество построено на модели этнической демократии. Термин «этническая демократия» был введен профессором Хуан Хосе Линцем из Йельского университета в 1975 году. Не смотря на название, «этническая демократия» это разновидность авторитаризма. Государство является собственностью и управляется основной этнической нации, нетитульным этническим группам предоставляются неполные индивидуальные и коллективные права. Эта академическая формула в Латвии превращается в политический террор и преследования инакомыслящих. Конституционный суд Латвии в конце года подтвердил запрет преподавания на русском языке в частных школах страны. Основная задача латышских мракобесов не в том, чтобы научить русских детей говорить на латышском, а в том, чтобы заставить их не говорить и не думать на родном русском.
Латвия постоянно увеличивает вооруженные силы, выступает с провокационными высказываниями на всех международных площадках. Уничтожаются памятниками советским солдатам, преследуются, в том числе уголовно, их потомки. Какие перспективы могут быть в таких условиях у внешней политики Латвии на восточном направлении? Как выстраивать России отношения с Латвией и надо ли это делать?
Россия поддерживает дипломатические отношения с Латвией и признает ее членом международного сообщества. Однако любые экономические и политические контакты с этой страной должны рассматриваться специальной комиссией с точки зрения угроз национальной безопасности и соответствия интересам нетитульного населения Латвии, в том числе граждан России.
Любые формы прямой и косвенной поддержки латвийской государственности должны рассматриваться в категориях 275-й статьи Уголовного кодекса РФ. Только в этом случае Рига осознает губительность текущего политического курса.