Коричневое прошлое и черное будущее Эстонии?
Много лет назад, читая Сергея Довлатова, я, естественно, прочел и «Компромисс». Седьмая новелла этого цикла меня несколько смутила. Там рассказывается о том, что журналист Довлатов, работая в Эстонии, пошёл в таллинский театр, написал заметку о театральном портном, который, как потом выяснилось, вешал советских патриотов и отсидел 12 лет. В редакции Довлатов узнал, что и директор театра, который рекомендовал палача-портного, обер-лейтенант СС (Довлатов С. Избранное, т.1. Москва, 1993, с.229).
Четверть века назад эта история казалось анекдотом, может быть и сам Довлатов решил ее презентовать, как анекдот. Сегодня же понятно, что в силу разных причин, обсуждать которые в данном материале я не планирую, советская власть оказалась достаточно мягкой к своим противникам в Прибалтике, более либеральной, чем к своим самым преданным сторонникам в РСФСР.
Что произошло в Эстонии? Почему героизация фашизма стала нормой в Эстонии, а борьба с фашизмом – преступлением против эстонской государственности?
Историческая память – относительно новый, но весьма популярный предмет исследований в отечественных социальных науках. В принципе, концепция «исторической памяти» вещь вполне академичная. Что же происходит, когда за изучение истории берутся политики? «Официальные версии исторического прошлого, которых придерживаются сейчас многие национальные движения и политические лидеры, столь явным образом «искусственно сконструированы» и столь прочно коренятся в традиции национальных мартирологов и ритуальных траурных плачей, что это поневоле заставляет историков, социальных историков, политологов и представителей культурной антропологии, пересмотреть вопросы о национально-этнической идентичности...».
Когда в Таллине принимаются за «историческую память», то неизменно пахнет жареным, точнее, горелым человеческим мясом, гремят кости карателей и просто убийц, устанавливаются памятники и мемориальные доски фашистам. Российские ученые уже давно дали принципиальную оценку этим трактовкам (Эти вопросы подробно рассматриваются в фундаментальных работах. Назовем несколько: «Эстония. Кровавый след нацизма: 1941–1944 годы. Сборник архивных документов. – М.: Издательство «Европа», 2006»; Симиндей В.В. Огнем, штыком и лестью. Мировые войны и их националистическая интерпретация в Прибалтике / М.: Фонд «Историческая память»; Алгоритм, 2015).
Однако эстонский политический класс старается постоянно поддерживать не только свой народ, но и нас «в форме». Жак Ле Гофф писал, что “установление контроля над воспоминанием и забвением является одной из постоянных забот классов, групп и индивидов, которые доминировали или все еще доминируют в исторических обществах” (Jacques Le Goff. History and Memory. New York 1992. P. 54.).
То, что эстонцы и латыши, сражавшиеся за Гитлера, на деле сражались за независимость, без логического ступора осмыслить непросто, но эта сверхзадача настойчиво решается. Планы по возвеличиванию исторического прошлого Эстонии приобретают отчетливый привкус фашистской идеологии и политической практики.
Ползучая реабилитация фашизма началась десятилетия назад. «В Эстонии с середины 90-х годов XX века на официальном уровне на фоне попыток переписать итоги Второй мировой войны проводится линия на героизацию нацистских преступников»
В 2004 году в СМИ появилась информация о том, что в Эстонии собираются снести находящийся в районе Ляэне-Виру памятник командующему эстонским стрелковым корпусом Красной Армии генерал-лейтенанту Лембиту Пярну. Одновременно стало известно об установлении в том же районе памятного знака полковнику СС Альфонсу Ребане. Комментируя эти планы, МИД РФ закономерно предположил, что «эти два события ничего нового к нашей оценке происходящего в Эстонии не добавляют. Рассчитываем, однако, что они дадут дополнительную пищу для размышлений партнерам этой страны по Евросоюзу и НАТО»
Именно так и получилось. Вместе с тем, работая на укрепление и несменяемость собственной власти, политики Эстонии продолжили борьбу за фашистское прошлое и будущее.
Комиксу о Гитлере-хипстере (2018) уже нельзя удивляться, хотя, с другой стороны, решается важная задача. Эстонцы должны привыкать к «фашизму - норме» с детства, для этого комиксов мало. Коммеморативные практики и ритуалы, особенно создание монументов, выполняют ключевую функцию в формировании требуемой политическим классом модели исторической памяти, обеспечивая требуемую властью модель поведения общества ( The Politics of War Memory and Commemoration // T. G. Ashplant, G. Dawson, M. Roper (Eds). London; New York, 2000; Winter J. Sites of Memory, Sites of Mourning: The Great War in European Cultural History. Cambridge; New York, 1995 ).
Согласно данным СМИ: «22 июня была открыта мемориальная доска в память об Альфонсе Ребане, офицере, который воевал в рядах вермахта и СС, а после Второй мировой войны присоединился к британской разведке. Доску заказала местная организация ветеранов. На ней представлен Ребане в форме СС и с нашивкой в виде символов Эстонии” В день начала великой отечественной войны в Эстонии открыли мемориал нацисту.
Впрочем, это не просто штандартенфюрер СС. Это один из девяти иностранцев, награждённых высшим орденом нацистской Германии - Рыцарским крестом с дубовыми листьями. В этом списке, написанном кровью, есть и бельгиец Леон Дегрель. Угадайте, есть ли в Бельгии мемориальная доска в его «честь»? Что будет с общественной организацией, которая попытается увековечить его память? Но Эстония, это не Бельгия.
В биографии эстонского фашиста есть много интересных страниц. Он родился в 1908 году в Валга, т.е. в Российской империи, в городе, который сегодня, как и последние 99 лет, разделен между Эстонией и Латвией. В 1926 году А.Ребане окончил «Русскую гимназию» в Нарве, в 1929 году — военное училище в Таллинне. Осенью 1939 года стал офицером по связи с российскими базами. В какой степени это согласовано с НКВД – вопрос риторический. Затем еще интереснее: он был командиром роты, батальона, полка. Воевал на Волховском фронте. По приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера (номенклатура именно такого уровня) Альфонс Ребане был летом 1944 года переведен из дивизии СС "Викинг» в 20-ю гренадерскую (1-ю эстонскую) дивизию Ваффен СС и назначен командиром 48-го полка. Есть, правда, несколько неудобных фактов – жена была русской.Тем не менее, как говорит официальная, государственная «Эстонская энциклопедия»: «Один из самых известных эстонских полководцев времен Второй мировой войны».
Именно поэтому, попытки эстонских властей дистанцироваться от установки мемориальной доски фашисту неубедительны. «Правительство Эстонии заявило о своей непричастности к установке 22 июня памятной доски Ребане, со дня рождения которого 24 июня исполнилось 110 лет. Табличку в память об Альфонсе Ребане установило на стене частного дома в Мустла сакалаское «Общество ветеранов войны Эстонии»
Главный вопрос – «Зачем?», которым сейчас задаются эксперты, - скорее риторический. Конечно, в первую очередь можно увидеть демонстративное хамство в сторону России.Совершенно очевидно, что в Эстонии известна дата начала Великой Отечественной войны.
Удивлены не только граждане Российской Федерации. МИД РФ совершенно справедливо заявил: «Обращает на себя внимание особый цинизм устроителей этого позорного мероприятия, приурочивших его к годовщине начала Великой Отечественной войны. Ведь иначе как глумлением над памятью миллионов павших в борьбе с «коричневой чумой» такую вызывающую акцию не назовешь».
Действительно, что будет «с маленьким, но гордым народом», когда к странам Европейского союза вернется их память? И, в частности, Франция вспомнит, что потери французской армии только «в 1939–1940 годах, в период битвы за Францию, составили 123 тысячи убитых и умерших от ран и до 250 тыс. раненых. Погибли около 20 тыс. участников движения Сопротивления, и около 40 тыс. из 1405 тыс. французских военнопленных умерли в германском плену”.
И это самый не длительный период военных действий. Надо дать почитать эстонскую "Культуру и жизнь" Германии и посмотреть на лица немцев. Может тогда до политиков Эстонии дойдет, что европейские ценности – это нечто другое… И искать национальную идею следует в другом месте…
Но пока Эстония увлечена выстраиванием своей истории, из-за «некоторых» политических нюансов ЕС предпочитает промолчать. Следует отметить, что в Эстонии уже есть прецеденты по установлению памятников «героям»: «так, в Лаупаской школе в 2016 году возвели бронзовый бюст унтершарфюреру СС Харальду Нугисексу, а в 2004 году в Лихула установили камень с изображением солдата в эсэсовском мундире с эмблемой 20-й гренадерской дивизии Ваффен-СС” ( Свято место пусто не бывает: как проходит реабилитация нацизма в Эстонии.
Трудно увидеть логику в этом театре абсурда. Нельзя не отметить отчаянную попытку политической элиты Эстонии построить идею преемственности антисоветской-антироссийской позиции. В этом контексте Ребане идеален. У него в CV присутствуют - и организация «Лесных братьев», и СС, и… работа в английской разведке (после войны против СССР). То есть можно что-то усовершенствовать в идее о том, что эстонский народ «всегда боролся за свободу и независимость».
Героизация фашизма в эстонской истории имеет объективные предпосылки – дефицит героев. Поэтому все с той же неуклюжей настойчивостью Эстония продолжает продвигать свою трактовку истории. И в данном контексте Альфонс Ребане, наконец, сможет послужить отчизне, тем более он «служил» Эстонии и Великобритании. Но все-таки интересно, что в итоге в Европе победит – здравый смысл или антироссийская риторика? Абсурд последних европейских действий дает возможность предположить, что в ближайшем будущем в Эстонии появятся еще пара досок с именами СС? Для этого есть хорошие предпосылки. «В 1920-х гг. в Эстонии, как и в остальных странах Европы, распространилась фашистская идеология. Она пользовалась популярностью среди молодежи, военных, части интеллигенции и ветеранов гражданской войны в Эстонии 1918-1920 гг., которая в эстонской традиции получила название «Освободительной».
Стоит на подобные эскапады обращать внимание? Конечно, стоит, иначе мы предадим миллионы погибших за то, что мы живем в относительно спокойном мире. Ну, а пока НАТО выстраивает оборону, а Эстония творит национальную идею (построенную на русских, эстонских, немецких и еврейских костях), можно попытаться отвлечься от этого и… почитать эстонский «журнал "Культура и жизнь", который в патриотической манере рассказывает о пособниках нацизма в годы войны». По словам руководителя международных программ фонда "Историческая память" Олеси Орленко: "Самый беспроигрышный вариант – найти внутреннего врага в прошлом и бороться с ним бесконечно, отвлекая тем самым общество от реальных проблем. Также это ярко иллюстрировало открытие памятной доски офицеру СС Альфонсу Ребане в Эстонии в годовщину наступления нацистских войск на СССР" ( Эстонский журнал "Культура и жизнь" – историческое пособие для поклонников Гитлера.
Нацификация общественного сознания – вот таким принципом руководствуется политический класс Эстонии. Хуже того, он эти принципы пытается экспортировать: «Европа – это не география. Европа – это общность принципов и верность им. Принципы формируют географию – география не формирует принципы» ( Мери Л. Тацит был нашим крестным. Речь на приеме в честь Президента Итальянской Республики 22 мая 1997 года // Вышгород №1-2 2008 г. с.14 ).
В этом контексте достаточно интересны слова главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, профессора РГГУ Александра Шубина: «Сегодня в странах постсоветского пространства мемориальная политика переплетается с крайними националистическими, а иногда и тоталитарными тенденциями».
Но нужно ли это эстонскому государству, которое пытается по максимуму построить свое будущее из прославления фашистов прошлого и подготовки в этом же духе молодежи? Мнения ряда экспертов, да, нужно, т.к. эстонский национализм на данный момент вообще не возможен без России и русских ( Постников В. Мнение: две основные проблемы эстонского национализма (по мотивам статьи Микка Пярнитса).
М. Пярнитс считает: «Эстонская идентичность существует благодаря России. Наша политика во многом определяется прошлым. Ведущие партии приходят к власти на волне военной угрозы. Весь фокус в том, чтобы не дать прошлому уйти в прошлое...» Эстонский писатель: наша идентичность существует благодаря России.
Российская историческая политика (в отличие от внешней политики), применительно к Эстонии, не может основываться на компромиссе.