На уходящей неделе А. Лукашенко сделал ряд громких заявлений, касающихся внешней политики страны.
Во-первых, пожалуй, впервые с 2014 г. белорусский лидер заявил о безоговорочной поддержке России в конфликте с Украиной. Не менее сенсационным стало заявление о признании Крыма «де юре и де-факто российским». Наконец, весьма грозно прозвучали слова о возможном размещении на территории Беларуси российского ядерного оружия в случае, если ядерный потенциал НАТО будет передислоцирован в Польшу.
Высказывания белорусского лидера выглядят как окончательный разрыв с прежней политикой многовекторности, которой Минск придерживался на протяжении предшествующего десятилетия.
Многовекторный курс, т.е. постоянное лавирование между Россией, Западом и, в определенной мере, Китаем, долгое время рассматривался белорусским правящим классом как залог суверенитета и безопасности белорусского государства. Считалось, что многовекторность не допустит излишнего усиления одного из геополитических центров, с которыми граничит Беларусь, и при этом позволит Минску поддерживать дружеские отношения со всеми.
Тупиковость этой стратегии стала достаточно очевидной задолго до политического кризиса 2020 г. Многовекторность обернулась стагнацией и ухудшением белорусско-российских отношений, поскольку оборачивалась фактическим дрейфом Беларуси на Запад и усилением в республики прозападных структур влияния. Череда политических скандалов и экономических конфликтов, которые сопровождали отношения Москвы и Минска на протяжении последних нескольких лет, указывала на то, что стратегия геополитического нейтралитета и «дружбы со всеми» не работает, неся существенные издержки и угрозы для белорусского государства.
В условиях обостряющейся международной конкуренции, связанной с постепенным разрушением однополярного миропорядка, многовекторность превращалась в своего рода утопию. Нарастающее противоборство геополитических игроков все более ставило ребром вопрос, на чьей стороне окажутся геополитически промежуточные страны, такие, как Беларусь.
Официальный Минск максимально затягивал решение этого вопроса, пока не грянул политический кризис 2020 г., который наглядно продемонстрировал, что ставка на сближение с Западом оказалась ошибочной и опасной для существующей в Беларуси политической системы.
Высказывания А. Лукашенко, на первый взгляд, создают впечатление, что с прежним многовекторным курсом окончательно покончено, и в формирующемся внутриевропейском геополитическом противостоянии Беларусь безоговорочно заняла сторону Москвы.
Александр Лукашенко фактически озвучил главный кошмар западных и украинских стратегов – «белорусский балкон» превращается в стратегический плацдарм России, нависающий над Украиной и упирающийся в восточный фланг НАТО.
Вместе с тем, пока это не более чем словесная риторика, которая не имеет реальных последствий.
Более того, если говорить о возможном размещении ядерного оружия в Беларуси, то на сегодняшний день такой сценарий представляется маловероятным, поскольку он будет означать фактическое разрушение всей системы сдержек и противовесов в области безопасности на европейском континенте. Несмотря на то, что отношения России и евроатлантических структур далеко не безоблачны, на столь рискованные действия вряд ли отважится как та, так и другая сторона. Более того, подобный сценарий невыгоден прежде всего самой Беларуси, которая окажется на переднем крае этого военно-политического противостояния.
Что касается признания российской принадлежности Крыма, то подобный шаг со стороны официального Минска выглядит вполне реалистичным. Уклончивая позиция белорусской стороны по поводу принадлежности Крыма долгое время омрачала белорусско-российские отношения и немало способствовала их деградации накануне политического кризиса 2020 г.
Вместе с тем, пока признание Крыма также остается из области словесной риторики – нет ни официального документа, который свидетельствовал бы о таком признании, ни практических шагов, в первую очередь, касающихся восстановления прямых транспортных сообщений между Беларусью и Крымом.
Белорусская сторона не раз высказывала опасения, что признание Крыма может обернуться разрывом торгово-экономических связей с Украиной, которая является третьим внешнеторговым партнером Беларуси после России и ЕС.
Эти опасения нельзя назвать беспочвенными. Однако нельзя не отметить, что экономические связи с Украиной также не являются критическими для Беларуси. Кроме того, весьма сомнительно, что торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами действительно прервется после официального признания Минском российской принадлежности Крыма.
Достаточно посмотреть на торгово-экономическое взаимодействие Украины с Россией. Несмотря на то, что Киев считает РФ страной-агрессором, экономические связи между двумя странами до сих пор до конца не оборваны. Более того, Украина активно борется за сохранение транзита российского газа в ЕС через свою территорию. В этой связи закономерно напрашивается вывод, что если Киев не спешит рвать экономическое сотрудничество со «страной-агрессором», то уж с Беларусью он этого не будет делать и подавно. Таковы реалии современных «гибридных войн» - политика и экономика в них могут существовать в непересекающихся плоскостях и, более того, идти противоположными курсами.
Источник: https://belnews.org/ru/blog-page-2/item/10000067-gromkie-zayavleniya-lukashenko-konets-mnogovektorno...