Договоры, заключенные с Украиной и Белоруссией не идентичны, но достаточно сильно похожи. Оба документа отражают намерения развиваться, поддерживая друг друга во всевозможных областях. В них нашлось даже место для заверений в совместной работе над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Тем не менее, в 2018 году Украина инициировала процесс денонсации соглашения с Россией, и с 1 апреля Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной официально утратил силу.
Может показаться, что основанием для разрыва стало произошедшее в 2014 году возвращение Крыма «в родную гавань». Но в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич отметил, что уход Крыма стал результатом долговременной политики Киева.
«Крым — это не причина, а следствие. Давайте представим, что отношения с Украиной развивались бы по белорусскому сценарию. У нас было бы некое союзное государство. Чуть лучше, чуть хуже; с большим или меньшим уважением к интересам сторон; с какими-то спорами по хозяйственным вопросам. Примерно так, как мы живем десятилетиями с Республикой Беларусь.
Но в этом случае населению Крыма никогда не пришло бы в голову решать вопрос столь радикально: выходить из состава, рисковать, встречать головорезов из Львова. Мы бы строили союзное государство. Как показывает белорусский опыт — не быстро, не беспроблемно. Но строили бы. Но получилось так как получилось», — объяснил эксперт.
Межевич напомнил, что в 1990-е годы со стороны России было множество попыток выстраивания отношений, но от всех предложений Украина последовательно отказывалась. И результат этой политики можно наблюдать по телевизору. Пока Минск смотрел на постсоветскую интеграцию с прагматичных позиций, Киев, устами бывшего члена ЦК компартии Советского Союза Кравчука, заявил, что в постсоветской интеграции украинская сторона участвовать не хочет.
Таким образом, фундамент для будущего расторжения договора Украина заложила задолго до событий Крымской весны.
Однако не только политическая позиция действующей власти может оказывать влияние на развитие добрососедских, взаимовыгодных отношений. Николай Межевич подчеркнул, что немалую угрозу для партнерства России и Белоруссии представляют внешние игроки.
«Уже сформированы большие группы по интересам, работающие на то, чтобы нас поссорить. В Москву направляют одну информацию, в Минск — другую. Задача абсолютно очевидная: разобщить Москву и Минск. Создать мутную воду, в которой они будут ловить рыбу. Наша задача — вывести их на свет», — заявил политолог.
Также эксперт прокомментировал перспективы возобновления дружеских взаимоотношений России и Украины. По словам Межевича, вся история международных отношений свидетельствует о том, что шанс есть всегда. Но реализуется ли он при жизни этого поколения, мы можем и не увидеть.