Н.В. Еремина, д.полит.н., к.и.н.,советник президента РАПИ;
Н.М Межевич, д.эконом.н, президент РАПИ
Страны Прибалтики вместе со всем Европейским союзом (ЕС) стоят перед комплексом известных неизвестностей, которые являют собой долгоиграющие факторы, а их воздействие на социально-экономическую и политическую жизнь во всех уголках ЕС еще пока до конца не осознано.
Среди важнейших факторов следует назвать следующие:
1) Прибалтика является частью ЕС и, значит, не имеет поля для самостоятельного маневра.
2) Сокращение темпов экономического роста повсеместно в ЕС (из-за Брекзита, политических рассогласований, налогового конфликта с США, из-за того, что не удалось выстроить совместно с США Евроатлантический фронт борьбы с китайскими конкурентами, из-за превалирования политической компоненты над экономическим прагматизмом, из-за санкционной войны и т.п.) стало постоянной головной болью правительств стран-членов ЕС и Брюсселя. В результате приходится говорить о постоянном усугублении разлома по линиям Юг-Север и Восток-Запад внутри ЕС, что усиливает территориальный диспаритет.
3) Брекзит можно также рассматривать как отдельный фактор, так как он связан со всеми аспектами интеграционного движения. Но самое важное обстоятельство заключается в том, что уход Британии означает вывод 15 млрд. евро из общего бюджета ЕС, а недостаток этих средств в течение следующего бюджетного цикла может вырасти до 91 млрд. евро.
4) Проблема безопасности приобретает особое значение в контексте миграционного кризиса, роста террористических угроз, антироссийской истерии и пр.
5) Фактор русофобии продолжает играть негативную роль в социально-экономическом развитии стран Прибалтики, так как не позволяет местному бизнесу активно взаимодействовать с российскими партнерами, влияет на транзит из России, а антироссийские санкции и российские контрсанкции сужают возможности рынка стран Прибалтики и программируют падение уровня ВВП.
Последствия данных факторов нарастают с течением времени, но уже сейчас они влияют на стратегии развития во всех областях, как всего ЕС, так и Прибалтики в частности, и зафиксированы в программах на следующий бюджетный цикл 2021-2027 гг.. Самые важные изменения произойдут в рамках региональной политики и политики сплочения ЕС, а именно по этим направлениям страны Прибалтики получали значительные финансовые ресурсы на реализацию множества проектов. Прежде всего, инфраструктурных.
Во-первых, мы говорим об общем сокращении бюджета, а значит объем резервов для реализации инфраструктурных проектов и политики сплочения, который на период 2014-2020 гг. составил 352 млрд. евро, на следующий бюджетный цикл 2021-2027 гг. составит только 330 млрд. евро. Соответственно, изменяется наполняемость Европейского фонда регионального развития (ЕФРР), который является центральным структурным инструментом для реализации крупных задач.
Во-вторых, стоит отметить и изменение правил софинансирования проектов. Если ранее подход к этому вопросу был гибким, что позволяло, например, странам Прибалтики получать свыше 80% инвестиций от ЕФРР на реализацию проектов. То сейчас им необходимо найти, как минимум 30% для самостоятельного финансирования проекта. Более того, ЕФРР планирует придерживаться правила о софинансировании проектов на паритетной основе (т.е. выделять средства на уровне 50-55% от стоимости проекта).
В-третьих, приоритет в рамках региональной политики получают регионы в составе государств. Таким образом, чем больше регионов в государстве, тем в большем количестве программ они смогут участвовать. Но это не относится к странам Прибалтики, ведь каждое из них представляет один регион. В наибольшем выигрыше должны оказаться, конечно, федеративные государства.
В-четвертых, изменятся приоритеты в региональной политике. Так, на первое место выходят задачи формирования цифровой экономики и инноваций. Поскольку страны Прибалтики, прежде всего, Эстония, длительное время рапортовали об успехах в этих областях, им будет довольно сложно рассчитывать на значительную поддержку структурных фондов. Также нельзя забывать, что, поскольку в отчетах страны Прибалтики указывали постоянный рост ВВП, это тоже скажется в объемах финансовой поддержки.
В-пятых, происходит переориентация на решение долгосрочных проблем на территориях стран Южной Европы.
В-шестых, те средства, которые не получат структурные фонды и программы региональной политики и политики сплочения, получат Фонд обороны и Фонд мира (13 и 11 млрд. евро соответственно). Более того, речь идет вообще об увеличении оборонных расходов ЕС в два раза.
В результате данных процессов в наихудшем положении окажутся 8 государств ЕС, среди которых находятся страны Прибалтики.
Ранее «чистый доход» стран Прибалтики, получаемый в результате разницы между направляемыми государствами средствами в общий бюджет и получаемыми оттуда обратно финансовыми траншами под финансирование различных программ региональной политики (60%-70% от всей финансовой поддержки со стороны ЕС), составлял около 7 млрд. для Литвы, и в районе 4 млрд. для Эстонии и около 5 млрд. для Латвии. Сейчас же необходимо вычесть, как минимум, 1 млрд. из этой картины. Таким образом, в следующем бюджетном периоде страны Прибалтики не досчитаются, как минимум 1 млрд. евро, хотя окончательные цифры будут понятны позже, когда будут согласованы все проекты и определены объемы их финансирования.
В этих условиях странам Прибалтики придется обратить внимание на комплекс социально-экономических проблем: 1) ВВП на душу населения растет недостаточными темпами и ниже среднего по ЕС; 2) сохраняется самый высокий в ЕС гендерный разрыв по продолжительности жизни; 3) сохраняется один из самых высоких уровней смертности в ЕС от хронических болезней; 4) высокий уровень суицидов (так, в Литве зафиксирован самый высокий уровень суицидов среди мужчин в ЕС); 5) проблемы в банковском секторе и обвинения в отмывании денежных средств; 6) старение населения и эмиграция.
Сокращение дотаций из бюджета Евросоюза влечет за собой комплекс проблем в социально-экономическом развитии государств Прибалтики, которые скажутся на проектах в области инфраструктуры, модернизации производства, создании новых рабочих мест. По всей видимости, районы, находящиеся в неблагоприятных условиях, так и не получат необходимую поддержку. Результатом станет продолжение процесса оттока населения, что влияет как дополнительный фактор на сужение возможностей рынка, обострит конкуренцию между самими странами Прибалтики.
Конечно, весь комплекс данных проблем решить намного легче, если не поддаваться русофобии, ведь наличие такого большого соседа рядом всегда позволяет малым странам на его границах развиваться быстрее и активнее, пользуясь преимуществами, которое дает такое соседство. В случае, конечно, если с этим государством развивать добрососедские отношения.