РАПИ
Написать нам
Санкт-Петербург, пр.Медиков, д.3, лит.А
Публикации
  • Научные доклады
  • Монографии
  • Статьи и рецензии
  • Фактчекинг
  • Правила приема публикаций
Об ассоциации
  • Об ассоциации
  • Уставные документы
  • Партнеры
  • Структура
СМИ
События
Контакты
    РАПИ
    Публикации
    • Научные доклады
    • Монографии
    • Статьи и рецензии
    • Фактчекинг
    • Правила приема публикаций
    Об ассоциации
    • Об ассоциации
    • Уставные документы
    • Партнеры
    • Структура
    СМИ
    События
    Контакты
      РАПИ
      • Публикации
        • Назад
        • Публикации
        • Научные доклады
          • Назад
          • Научные доклады
          • Вопросы истории
          • Внутренняя и внешняя политика
          • Социально-экономическое развитие
        • Монографии
        • Статьи и рецензии
        • Фактчекинг
        • Правила приема публикаций
      • Об ассоциации
        • Назад
        • Об ассоциации
        • Об ассоциации
          • Назад
          • Об ассоциации
          • Об ассоциации
            • Назад
            • Об ассоциации
            • Об ассоциации
            • Уставные документы
            • Партнеры
            • Структура
          • Уставные документы
          • Партнеры
          • Структура
        • Уставные документы
        • Партнеры
        • Структура
      • СМИ
      • События
      • Контакты
      Санкт-Петербург, пр.Медиков, д.3, лит.А
      • Facebook
      • Telegram

      Колонка президента РАПИ - июнь - июль 2018

      • Главная
      • Колонка президента
      • Колонка президента РАПИ - июнь - июль 2018
      Колонка президента РАПИ - июнь - июль 2018

      Историческая память – относительно новый, но весьма популярный предмет исследований в отечественных социальных науках. В принципе, концепция «исторической памяти» вещь вполне академичная. Что же происходит, когда за изучение истории берутся политики?

      3 июля 2018

      Коричневое прошлое и черное будущее Эстонии?

      Много лет назад, читая Сергея Довлатова, я, естественно, прочел и «Компромисс». Седьмая новелла этого цикла меня несколько смутила. Там рассказывается о том, что журналист Довлатов, работая в Эстонии, пошёл в таллинский театр, написал заметку о театральном портном, который, как потом выяснилось, вешал советских патриотов и отсидел 12 лет. В редакции Довлатов узнал, что и директор театра, который рекомендовал палача-портного, обер-лейтенант СС (Довлатов С. Избранное, т.1. Москва, 1993, с.229). 
      Четверть века назад эта история казалось анекдотом, может быть и сам Довлатов решил ее презентовать, как анекдот. Сегодня же понятно, что в силу разных причин, обсуждать которые в данном материале я не планирую, советская власть оказалась достаточно мягкой к своим противникам в Прибалтике, более либеральной, чем к своим самым преданным сторонникам в РСФСР.
      Что произошло в Эстонии? Почему героизация фашизма стала нормой в Эстонии, а борьба с фашизмом – преступлением против эстонской государственности?

      Историческая память – относительно новый, но весьма популярный предмет исследований в отечественных социальных науках. В принципе, концепция «исторической памяти» вещь вполне академичная. Что же происходит, когда за изучение истории берутся политики? «Официальные версии исторического прошлого, которых придерживаются сейчас многие национальные движения и политические лидеры, столь явным образом «искусственно сконструированы» и столь прочно коренятся в традиции национальных мартирологов и ритуальных траурных плачей, что это поневоле заставляет историков, социальных историков, политологов и представителей культурной антропологии, пересмотреть вопросы о национально-этнической идентичности...».
      Когда в Таллине принимаются за «историческую память», то неизменно пахнет жареным, точнее, горелым человеческим мясом, гремят кости карателей и просто убийц, устанавливаются памятники и мемориальные доски фашистам. Российские ученые уже давно дали принципиальную оценку этим трактовкам (Эти вопросы подробно рассматриваются в фундаментальных работах. Назовем несколько: «Эстония. Кровавый след нацизма: 1941–1944 годы. Сборник архивных документов. – М.: Издательство «Европа», 2006»; Симиндей В.В. Огнем, штыком и лестью. Мировые войны и их националистическая интерпретация в Прибалтике / М.: Фонд «Историческая память»; Алгоритм, 2015).
      Однако эстонский политический класс старается постоянно поддерживать не только свой народ, но и нас «в форме». Жак Ле Гофф писал, что “установление контроля над воспоминанием и забвением является одной из постоянных забот классов, групп и индивидов, которые доминировали или все еще доминируют в исторических обществах” (Jacques Le Goff. History and Memory. New York 1992. P. 54.).

      То, что эстонцы и латыши, сражавшиеся за Гитлера, на деле сражались за независимость, без логического ступора осмыслить непросто, но эта сверхзадача настойчиво решается. Планы по возвеличиванию исторического прошлого Эстонии приобретают отчетливый привкус фашистской идеологии и политической практики. 
      Ползучая реабилитация фашизма началась десятилетия назад. «В Эстонии с середины 90-х годов XX века на официальном уровне на фоне попыток переписать итоги Второй мировой войны проводится линия на героизацию нацистских преступников»
      В 2004 году в СМИ появилась информация о том, что в Эстонии собираются снести находящийся в районе Ляэне-Виру памятник командующему эстонским стрелковым корпусом Красной Армии генерал-лейтенанту Лембиту Пярну. Одновременно стало известно об установлении в том же районе памятного знака полковнику СС Альфонсу Ребане. Комментируя эти планы, МИД РФ закономерно предположил, что «эти два события ничего нового к нашей оценке происходящего в Эстонии не добавляют. Рассчитываем, однако, что они дадут дополнительную пищу для размышлений партнерам этой страны по Евросоюзу и НАТО» 

      Именно так и получилось. Вместе с тем, работая на укрепление и несменяемость собственной власти, политики Эстонии продолжили борьбу за фашистское прошлое и будущее.
      Комиксу о Гитлере-хипстере (2018) уже нельзя удивляться, хотя, с другой стороны, решается важная задача. Эстонцы должны привыкать к «фашизму - норме» с детства, для этого комиксов мало. Коммеморативные практики и ритуалы, особенно создание монументов, выполняют ключевую функцию в формировании требуемой политическим классом модели исторической памяти, обеспечивая требуемую властью модель поведения общества ( The Politics of War Memory and Commemoration // T. G. Ashplant, G. Dawson, M. Roper (Eds). London; New York, 2000; Winter J. Sites of Memory, Sites of Mourning: The Great War in European Cultural History. Cambridge; New York, 1995 ).
      Согласно данным СМИ: «22 июня была открыта мемориальная доска в память об Альфонсе Ребане, офицере, который воевал в рядах вермахта и СС, а после Второй мировой войны присоединился к британской разведке. Доску заказала местная организация ветеранов. На ней представлен Ребане в форме СС и с нашивкой в виде символов Эстонии” В день начала великой отечественной войны в Эстонии открыли мемориал нацисту.
      Впрочем, это не просто штандартенфюрер СС. Это один из девяти иностранцев, награждённых высшим орденом нацистской Германии - Рыцарским крестом с дубовыми листьями. В этом списке, написанном кровью, есть и бельгиец Леон Дегрель. Угадайте, есть ли в Бельгии мемориальная доска в его «честь»? Что будет с общественной организацией, которая попытается увековечить его память? Но Эстония, это не Бельгия. 
      В биографии эстонского фашиста есть много интересных страниц. Он родился в 1908 году в Валга, т.е. в Российской империи, в городе, который сегодня, как и последние 99 лет, разделен между Эстонией и Латвией. В 1926 году А.Ребане окончил «Русскую гимназию» в Нарве, в 1929 году — военное училище в Таллинне. Осенью 1939 года стал офицером по связи с российскими базами. В какой степени это согласовано с НКВД – вопрос риторический. Затем еще интереснее: он был командиром роты, батальона, полка. Воевал на Волховском фронте. По приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера (номенклатура именно такого уровня) Альфонс Ребане был летом 1944 года переведен из дивизии СС "Викинг» в 20-ю гренадерскую (1-ю эстонскую) дивизию Ваффен СС и назначен командиром 48-го полка. Есть, правда, несколько неудобных фактов – жена была русской.

      Тем не менее, как говорит официальная, государственная «Эстонская энциклопедия»: «Один из самых известных эстонских полководцев времен Второй мировой войны».
      Похоронен был «полководец» в Германии. Закономерен вопрос, а как умерший в Германии в 1976 году эстонский фашист оказался на престижном таллинском кладбище Метсакальмисту в 1999 году. Прах Альфонса Ребане «переехал» при прямом финансировании этой акции эстонским правительством. В церемонии перезахоронения принимали участие бывший эстонский министр обороны Андрус Ээвель, командующий Силами обороны Йоханнес Керт. Обратим внимание на то, что в связи с активным участием в перезахоронении эстонских властей, американский еврейский конгресс вручил послу Эстонии в США письмо с протестом. В дальнейшем еврейские организации России, Европы, Америки многократно протестовали против героизации фашистов и, прежде всего, Альфонса Ребане.

      Именно поэтому, попытки эстонских властей дистанцироваться от установки мемориальной доски фашисту неубедительны. «Правительство Эстонии заявило о своей непричастности к установке 22 июня памятной доски Ребане, со дня рождения которого 24 июня исполнилось 110 лет. Табличку в память об Альфонсе Ребане установило на стене частного дома в Мустла сакалаское «Общество ветеранов войны Эстонии»
      Главный вопрос – «Зачем?», которым сейчас задаются эксперты, - скорее риторический. Конечно, в первую очередь можно увидеть демонстративное хамство в сторону России.
      Совершенно очевидно, что в Эстонии известна дата начала Великой Отечественной войны. 
      Удивлены не только граждане Российской Федерации. МИД РФ совершенно справедливо заявил: «Обращает на себя внимание особый цинизм устроителей этого позорного мероприятия, приурочивших его к годовщине начала Великой Отечественной войны. Ведь иначе как глумлением над памятью миллионов павших в борьбе с «коричневой чумой» такую вызывающую акцию не назовешь».
      Действительно, что будет «с маленьким, но гордым народом», когда к странам Европейского союза вернется их память? И, в частности, Франция вспомнит, что потери французской армии только «в 1939–1940 годах, в период битвы за Францию, составили 123 тысячи убитых и умерших от ран и до 250 тыс. раненых. Погибли около 20 тыс. участников движения Сопротивления, и около 40 тыс. из 1405 тыс. французских военнопленных умерли в германском плену”.

      И это самый не длительный период военных действий. Надо дать почитать эстонскую "Культуру и жизнь" Германии и посмотреть на лица немцев. Может тогда до политиков Эстонии дойдет, что европейские ценности – это нечто другое… И искать национальную идею следует в другом месте…

      Но пока Эстония увлечена выстраиванием своей истории, из-за «некоторых» политических нюансов ЕС предпочитает промолчать. Следует отметить, что в Эстонии уже есть прецеденты по установлению памятников «героям»: «так, в Лаупаской школе в 2016 году возвели бронзовый бюст унтершарфюреру СС Харальду Нугисексу, а в 2004 году в Лихула установили камень с изображением солдата в эсэсовском мундире с эмблемой 20-й гренадерской дивизии Ваффен-СС” ( Свято место пусто не бывает: как проходит реабилитация нацизма в Эстонии.
      Трудно увидеть логику в этом театре абсурда. Нельзя не отметить отчаянную попытку политической элиты Эстонии построить идею преемственности антисоветской-антироссийской позиции. В этом контексте Ребане идеален. У него в CV присутствуют - и организация «Лесных братьев», и СС, и… работа в английской разведке (после войны против СССР). То есть можно что-то усовершенствовать в идее о том, что эстонский народ «всегда боролся за свободу и независимость».

      Героизация фашизма в эстонской истории имеет объективные предпосылки – дефицит героев. Поэтому все с той же неуклюжей настойчивостью Эстония продолжает продвигать свою трактовку истории. И в данном контексте Альфонс Ребане, наконец, сможет послужить отчизне, тем более он «служил» Эстонии и Великобритании. Но все-таки интересно, что в итоге в Европе победит – здравый смысл или антироссийская риторика? Абсурд последних европейских действий дает возможность предположить, что в ближайшем будущем в Эстонии появятся еще пара досок с именами СС? Для этого есть хорошие предпосылки. «В 1920-х гг. в Эстонии, как и в остальных странах Европы, распространилась фашистская идеология. Она пользовалась популярностью среди молодежи, военных, части интеллигенции и ветеранов гражданской войны в Эстонии 1918-1920 гг., которая в эстонской традиции получила название «Освободительной».

      Стоит на подобные эскапады обращать внимание? Конечно, стоит, иначе мы предадим миллионы погибших за то, что мы живем в относительно спокойном мире. Ну, а пока НАТО выстраивает оборону, а Эстония творит национальную идею (построенную на русских, эстонских, немецких и еврейских костях), можно попытаться отвлечься от этого и… почитать эстонский «журнал "Культура и жизнь", который в патриотической манере рассказывает о пособниках нацизма в годы войны». По словам руководителя международных программ фонда "Историческая память" Олеси Орленко: "Самый беспроигрышный вариант – найти внутреннего врага в прошлом и бороться с ним бесконечно, отвлекая тем самым общество от реальных проблем. Также это ярко иллюстрировало открытие памятной доски офицеру СС Альфонсу Ребане в Эстонии в годовщину наступления нацистских войск на СССР" ( Эстонский журнал "Культура и жизнь" – историческое пособие для поклонников Гитлера.

      Нацификация общественного сознания – вот таким принципом руководствуется политический класс Эстонии. Хуже того, он эти принципы пытается экспортировать: «Европа – это не география. Европа – это общность принципов и верность им. Принципы формируют географию – география не формирует принципы» ( Мери Л. Тацит был нашим крестным. Речь на приеме в честь Президента Итальянской Республики 22 мая 1997 года // Вышгород №1-2 2008 г. с.14 ).

      В этом контексте достаточно интересны слова главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, профессора РГГУ Александра Шубина: «Сегодня в странах постсоветского пространства мемориальная политика переплетается с крайними националистическими, а иногда и тоталитарными тенденциями».
      Но нужно ли это эстонскому государству, которое пытается по максимуму построить свое будущее из прославления фашистов прошлого и подготовки в этом же духе молодежи? Мнения ряда экспертов, да, нужно, т.к. эстонский национализм на данный момент вообще не возможен без России и русских ( Постников В. Мнение: две основные проблемы эстонского национализма (по мотивам статьи Микка Пярнитса).
      М. Пярнитс считает: «Эстонская идентичность существует благодаря России. Наша политика во многом определяется прошлым. Ведущие партии приходят к власти на волне военной угрозы. Весь фокус в том, чтобы не дать прошлому уйти в прошлое...» Эстонский писатель: наша идентичность существует благодаря России.
      Российская историческая политика (в отличие от внешней политики), применительно к Эстонии, не может основываться на компромиссе.


      Поделиться
      Назад к списку
      Об ассоциации
      Об ассоциации
      Уставные документы
      Партнеры
      Структура
      Публикации
      Научные доклады
      Монографии
      Статьи и рецензии
      Фактчекинг
      Правила приема публикаций
      Информация
      Рубрики
      Дайджесты
      СМИ
      Инфографика
      События
      Контакты
      Наши контакты

      Санкт-Петербург, пр.Медиков, д.3, лит.А
      © 2025 Все права защищены.