Н.В. Еремина, д.полит.н., к.и.н., советник президента РАПИ
Страны Прибалтики вместе со всем Европейским союзом (ЕС) стоят перед комплексом известных неизвестностей, которые являют собой долгоиграющие факторы, а их воздействие на социально-экономическую и политическую жизнь во всех уголках ЕС еще пока до конца не осознано.
Среди важнейших факторов следует назвать следующие:
1) Прибалтика является частью ЕС и, значит, не имеет поля для самостоятельного маневра.
2) Сокращение темпов экономического роста повсеместно в ЕС (из-за Брекзита, политических рассогласований, налогового конфликта с США, из-за того, что не удалось выстроить совместно с США Евроатлантический фронт борьбы с китайскими конкурентами, из-за превалирования политической компоненты над экономическим прагматизмом, из-за санкционной войны и т.п.) стало постоянной головной болью правительств стран-членов ЕС и Брюсселя. В результате приходится говорить о постоянном усугублении разлома по линиям Юг-Север и Восток-Запад внутри ЕС, что усиливает территориальный диспаритет.
3) Брекзит можно также рассматривать как отдельный фактор, так как он связан со всеми аспектами интеграционного движения. Но самое важное обстоятельство заключается в том, что уход Британии означает вывод 15 млрд. евро из общего бюджета ЕС, а недостаток этих средств в течение следующего бюджетного цикла может вырасти до 91 млрд. евро[1].
4) Проблема безопасности приобретает особое значение в контексте миграционного кризиса, роста террористических угроз, антироссийской истерии и пр.
Последствия данных факторов нарастают с течением времени, но уже сейчас они влияют на стратегии развития во всех областях, как всего ЕС, так и Прибалтики в частности, и зафиксированы в программах на следующий бюджетный цикл 2021-2027 гг.. Самые важные изменения произойдут в рамках региональной политики и политики сплочения ЕС, а именно по этим направлениям страны Прибалтики получали значительные финансовые ресурсы на реализацию множества проектов. Прежде всего, инфраструктурных.
Во-первых, мы говорим об общем сокращении бюджета, а значит объем резервов для реализации инфраструктурных проектов и политики сплочения, который на период 2014-2020 гг. составил 352 млрд. евро, на следующий бюджетный цикл 2021-2027 гг. составит только 330 млрд. евро. Соответственно, изменяется наполняемость Европейского фонда регионального развития (ЕФРР), который является центральным структурным инструментом для реализации крупных задач[2].
Во-вторых, стоит отметить и изменение правил софинансирования проектов. Если ранее подход к этому вопросу был гибким, что позволяло, например, странам Прибалтики получать свыше 80% инвестиций от ЕФРР на реализацию проектов. То сейчас им необходимо найти, как минимум 30% для самостоятельного финансирования проекта. Более того, ЕФРР планирует придерживаться правила о софинансировании проектов на паритетной основе (т.е. выделять средства на уровне 50-55% от стоимости проекта)[3].
В-третьих, приоритет в рамках региональной политики получают регионы в составе государств[4]. Таким образом, чем больше регионов в государстве, тем в большем количестве программ они смогут участвовать. Но это не относится к странам Прибалтики, ведь каждое из них представляет один регион. В наибольшем выигрыше должны оказаться, конечно, федеративные государства.
В-четвертых, изменятся приоритеты в региональной политике. Так, на первое место выходят задачи формирования цифровой экономики и инноваций. Поскольку страны Прибалтики, прежде всего, Эстония, длительное время рапортовали об успехах в этих областях, им будет довольно сложно рассчитывать на значительную поддержку структурных фондов. Также нельзя забывать, что, поскольку в отчетах страны Прибалтики указывали постоянный рост ВВП, это тоже скажется в объемах финансовой поддержки[5].
В-пятых, происходит переориентация на решение долгосрочных проблем на территориях стран Южной Европы[6].
В-шестых, те средства, которые не получат структурные фонды и программы региональной политики и политики сплочения, получат Фонд обороны и Фонд мира (13 и 11 млрд. евро соответственно). Более того, речь идет вообще об увеличении оборонных расходов ЕС в два раза[7].
В результате данных процессов в наихудшем положении окажутся 8 государств ЕС, среди которых находятся страны Прибалтики.
Ранее «чистый доход» стран Прибалтики, получаемый в результате разницы между направляемыми государствами средствами в общий бюджет и получаемыми оттуда обратно финансовыми траншами под финансирование различных программ региональной политики (60%-70% от всей финансовой поддержки со стороны ЕС), составлял около 7 млрд. для Литвы, и в районе 4 млрд. для Эстонии и около 5 млрд. для Латвии. Сейчас же необходимо вычесть, как минимум, 1 млрд. из этой картины[8]. Таким образом, в следующем бюджетном периоде страны Прибалтики не досчитаются, как минимум 1 млрд. евро, хотя окончательные цифры будут понятны позже, когда будут согласованы все проекты и определены объемы их финансирования.
В этих условиях странам Прибалтики придется обратить внимание на комплекс социально-экономических проблем: 1) ВВП на душу населения растет недостаточными темпами и ниже среднего по ЕС[9]; 2) сохраняется самый высокий в ЕС гендерный разрыв по продолжительности жизни[10]; 3) сохраняется один из самых высоких уровней смертности в ЕС от хронических болезней[11]; 4) высокий уровень суицидов (так, в Литве зафиксирован самый высокий уровень суицидов среди мужчин в ЕС)[12]; 5) проблемы в банковском секторе и обвинения в отмывании денежных средств; 6) старение населения и эмиграция.
Конечно, весь комплекс данных проблем решить намного легче, если не поддаваться русофобии, ведь наличие такого большого соседа рядом всегда позволяет малым странам на его границах развиваться быстрее и активнее, пользуясь преимуществами, которое дает такое соседство. В случае, конечно, если с этим государством развивать добрососедские отношения.
[1] https://www.etuc.org/en/document/etuc-position-european-commission-proposal-eu-budget-2021-2027; https://icds.ee/its-the-rules-stupid-estonia-in-the-eu-mff-negotiations/
[2] http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/625152/EPRS_BRI(2018)625152_EN.pdf
[3] https://icds.ee/its-the-rules-stupid-estonia-in-the-eu-mff-negotiations/
[4] http://ec.europa.eu/regional_policy/en/newsroom/news/2018/05/29-05-2018-regional-development-and-coh...
[5] http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-3885_en.htm
[6] http://business-review.eu/investments/ft-eu-plans-to-cut-by-eur-30-bln-cohesion-funds-for-eastern-eu...
[7] https://ec.europa.eu/commission/news/next-long-term-eu-budget-2021-2017-2018-jun-13_en
[8] http://www.dgfc.sepg.hacienda.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/fcp2020/fcp2020Demyo/Documents/CP_2021-27...
[9] http://www.baltic-course.com/eng/analytics/?doc=140867
[10] https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Mortality_and_life_expectancy_statistic...
[11] https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Health_statistics_at_regional_level
[12] https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Health_statistics_at_regional_level