В марте стали доступны отчеты об экономическом развитии стран Прибалтики за прошедший год. Также англоязычная пресса обращала внимание на новые грандиозные планы и отдельные недостатки принятых решений. Большее число сообщений было посвящено экономическим реалиям Латвии. Однако сообщения по Латвии и Литве часто носили критический характер. В это же время новостные сообщения об экономической политике Эстонии, напротив, чаще звучали в позитивном ключе. При этом собственно экономических новостей в марте было меньше, чем в зимний период.
Во-первых, например, можно говорить о негативном влиянии принимаемых решений правительством Латвии на предпринимательскую деятельность в стране. Так, 56,6% опрошенных бизнесменов ответили, что правительство вмешивается в бизнес, а общий бизнес-индекс оказался отрицательным (-17,4). Среди основных проблем бизнесмены указали административную нагрузку, непредсказуемость законодательства. Говоря о состоянии бизнес-среды в Латвии, 39,2% опрошенных бизнесменов назвали его скорее плохим, чем хорошим (48,3% в 2018 году), 8,7% назвали его очень плохим (12,8% в 2018 году) и 43,5% назвали его скорее хорошим, чем плохим (33,6% в 2018 году). При этом данные параметры названы журналистами значительным улучшением позиции предпринимателей о бизнес среде в Латвии.
Во-вторых, в марте стали известны данные о динамике инфляции, экспорта-импорта. Так, согласно данным, опубликованным Евростатом, в феврале 2019 года инфляция в Латвии была выше, чем в среднем по Европейскому союзу и еврозоне.
Годовая инфляция в Латвии в феврале составила 2,8%. Инфляция была выше только в Румынии (4%) и Венгрии (3,2%). Кроме Латвии быстрый рост цен был зафиксирован в Нидерландах (2,6%), Чехии и Болгарии (2,4% в обеих), Словакии (2,3%), Люксембурге (2,1%), Литве и Бельгии (2% в обоих), а также в Швеции и Эстонии (1,9% в обоих).
С точки зрения экспорта, наиболее уверенные позиции занимает Эстония. Так, эстонский экспорт товаров с января 2018 года по январь 2019 года вырос на 12%, в то время как импорт также увеличился, достигнув 2% роста, по оценкам Статистического управления Эстонии. Согласно пресс-релизу Статистического управления Эстонии, в январе экспорт из Эстонии составил 1,16 миллиарда евро, а импорт в Эстонию - 1,28 миллиарда евро. Дефицит торгового баланса составил 119 миллионов евро, что на 99 миллионов евро меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Эстония наращивала экспорт благодаря торговым взаимоотношениям с Латвией и Литвой. Если говорить об импорте в Эстонию, то наибольшими темпами вырос импорт из Литвы (рост на 47 миллионов евро) и Китая (рост на 13 миллионов евро).
В-третьих, в марте обсуждали конкретные вопросы экономического развития стран Прибалтики. Например, Сейм Латвии поддержал проект государственного бюджета на 2019 г. Доходы консолидированного бюджета запланированы на уровне 9,2 млрд. евро, а расходы - 9,4 млрд. евро. Журналисты подчеркивают, что этот проект бюджета был успешно согласован с Европейской комиссией. Он соответствует требованиям фискальной дисциплины и обеспечивает стабильное финансирование для многих отраслей. Тем не менее, проект предусматривает реализацию ряда крупных проектов. Так, планируется выделить 7,2 млн. евро для реализации плана по предупреждению отмывания денег и финансирования терроризма. Также планируется выделить 60,3 млн. евро для обеспечения 2% ВВП на оборонный сектор. Кроме того, 3 миллиона евро будут выделены для финансирования функций государственных средств массовой информации, Бюро омбудсмена, государственного аудита и других независимых учреждений. Планируется повышение зарплаты судьям и прокурорам, индексация пенсий. И даже 168 тыс. евро будут выделены на публикацию документов КГБ . При этом Латвия особенно озабочена перспективами прекращения финансирования со стороны ЕС стран, которые не соответствуют требованиям ЕС в отношении верховенства законов. Так, Э. Ринкевич, министр иностранных дел Латвии, полагает необходимым избегать использования седьмого раздела Договора о ЕС. Проблема сокращения финансирования касается всех стран Прибалтики. В соответствии с проектом правил, утвержденных Европейским парламентом, государства-члены ЕС, которые вмешиваются в дела судов или не борются с коррупцией, могут быть отрезаны от взносов бюджета ЕС. В соответствии с новыми правилами, Европейская комиссия будет иметь право «выявлять общие недостатки в верховенстве закона в государствах-членах» и назначать соответствующие санкции.
А вот в Литве в марте обсуждали строительство белорусской АЭС. Показательно, что глава правительства Литвы попросил Беларусь заменить топливо для своей атомной электростанции на газ, поставляемый из терминала сжиженного природного газа в Литве и планируемого газового соединения с Польшей. Премьер-министр Саулюс Сквернелис заявил, что «Беларусь должна сделать выбор: продолжать иметь энергетический сектор, который зависит от политики отдельной страны, или делать стратегические изменения».
В борьбе Литвы против белорусской АЭС Литву поддержали Эстония и Польша, но не поддержала Латвия. Так, Латвия объявила, что не будет блокировать электроэнергию от будущей Островецкой АЭС. Латвия заинтересована в увеличении экономического взаимодействия с Беларусью и в развитии морского порта Вентспилса. В целом литовские усилия остановить строительство АЭС не могут быть успешными.
Перед Эстонией также стоят сложные задачи, решить которые необходимо для строительства железной дороги Rail Baltic. Так, правительству Эстонии необходимо приобрести 862 земельных участка в округах Харью, Рапла и Пярну, в том числе 619 участков, находящихся сейчас в частной собственности, сообщает новостной портал общественного вещателя Эстонии ERR. Из 619 частных владений, из которых государству необходимо получить, по крайней мере, часть либо путем наличных расчетов, либо путем обмена с другим участком земли, большинство составляют участки сельскохозяйственного или лесного фонда. Жилая земля, в основном незастроенная, составляет 13 процентов. На запланированном маршруте железной дороги Rail Baltic есть также несколько дорог и участков промышленных и коммерческих площадей. Переговоры о продаже земель государству еще не закончены. Земельный совет еще не сделал предложений о застроенных земельных участках в Харьюмаа и Таллинне, где земля значительно дороже. По всей видимости, правительству придётся заплатить более 500 тыс. евро за эту недвижимость.
С точки зрения Российской ассоциации прибалтийских исследований строительство Rail Baltic не имеет никаких экономических перспектив.
Для решения экономических проблем страны Прибалтики следуют в фарватере то США, то ЕС, в зависимости от предлагаемых решений. Так, поскольку страны ЕС не разорвали контракты с китайским технологическим гигантом Huawei, аналогично поступили и страны Прибалтики, заинтересованные в китайских инвестициях. Так, например, по данным правительства Литвы, в прошлом году товарооборот между Литвой и Китаем увеличился с 4,2 процента до 1,044 миллиарда евро, а экспорт Литвы в Китай вырос на 5,52 процента до 189 миллионов евро. И это притом, что спецслужбы прибалтийских государств считают Китай угрозой национальной безопасности. Также антикитайский подход зафиксирован в позиции генерального директора Европейской комиссии по транспорту Генрика Хололея, который выразил скептицизм в отношении проекта строительства тоннеля Таллинн-Хельсинки, отметив при этом, что китайские инвесторы, готовые финансировать план, должны действовать в соответствии с правилами Европейского Союза (ЕС).
Не обошлось и без конфликтов в производственной сфере. Так, в марте датское агентство обвинило эстонского производителя рыбы MVWool в вспышке листериоза, унесшего жизни двух человек, при этом компания заявляет о безопасности своей продукции.